Найти тему
ВРЕМЯ ТЕХНИКИ

Несостоявшаяся "Эмка" для генералитета. Почему полугусеничный автомобиль ГАЗ-ВМ оказался неудачным.

В Советском Союзе, до войны было популярно повышать проходимость автомобилей, используя полугусеничный движитель.

Полугусеничный движитель
Полугусеничный движитель

Конечно были объективные причины:

  • Во-первых, дороги в нашей стране тогда были не очень и улучшенная проходимость не помешала бы
  • Во-вторых, выпуск полноприводных автомобилей будет налажен только в 1938 году, когда появится ГАЗ-61 созданный на основе ГАЗ-М1.

Поэтому в эти годы советские конструкторы экспериментировали, создав несколько любопытных машин на полугусеничном ходу.

ГАЗ-61
ГАЗ-61

В это время во всем мире, мода на такие машины достигла пика и спадет только после войны.

И наиболее интересным проектом 1937 года выпуска, можно назвать НАТИ-ВМ или по другому ГАЗ-ВМ. Этот автомобиль как и ГАЗ-61, сконструирован на базе ГАЗ-М1.

Было собрано две разновидности ГАЗ-ВМ для прохождения испытаний:

  • Фаэтон с легковым кузовом
  • Пикап с грузовым кузовом
ГАЗ-ВМ
ГАЗ-ВМ

Резинометаллическая гусеничная лента - приходила в движение посредством фрикционного зацепления с ведущими колесами. Машина в этом смысле была универсальной и могла двигаться:

  • На гусеницах и на колесах
  • Только на колесах
  • На гусеницах и на лыжах вместо передних колёс

Правда при третьем варианте требовалось в 3,6 раза больше топлива, чем при втором.

Такие детали автомобиля как передний щиток, рулевой механизм и электрооборудование, было полностью скопировано с М1 или как её ещё называли "Эмки". А вот переднюю ось и раму модернизировали.

Фаэтон планировали сделать штабной машиной, на четыре пассажирских места

Фаэтон ГАЗ-ВМ
Фаэтон ГАЗ-ВМ

Багажник располагался сзади, а под передним пассажирским сиденьем располагался ящик для инструмента. Мотор мощностью 50 лошадиных сил, позволял развить скорость 48 км/ч на полугусеничном ходу и 60 км/ч когда полностью на колесах.

Что касается пикапа, то помимо грузов, на специально сконструированной грузовой площадке можно было перевозить до шести пассажиров. Для этого были предусмотрены съемные сиденья.

Пикап ГАЗ-ВМ
Пикап ГАЗ-ВМ
  • Гусеничный вариант с лыжами предполагалось использовать зимой, что вполне очевидно. А на колесах ездить в теплое время года.

С декабря 1937 по июль 1938 в два этапа проходили испытания этого автомобиля - вездехода.

Прочитав заголовок этой статьи, вы уже наверно понимаете, что полевые испытания не удовлетворили государственную комиссию. Которые высказали обоснованные претензии:

  • Просто огромный расход топлива - 41 л на сто км при езде на полугусеничном ходу и 32 л если только на колесах. А если зимой, когда кругом глубокий снег и одевали лыжи - то расход составлял просто космические 100 литров.
  • У ГАЗ-ВМ при его больших габаритах и весом почти 2,5 тонны, грузоподъемность составляла всего 500 килограмм.
ГАЗ-ВМ на полугусеничном ходу и лыжах
ГАЗ-ВМ на полугусеничном ходу и лыжах

Но добило данный проект не только это, а то что в этом же году выпустили полноприводный ГАЗ-61. После этого дальнейшую доработку ГАЗ-ВМ посчитали бесперспективной и нецелесообразной.

Послу войны, та же судьба во всем мире постигла большинство машин на полугусеничном ходу - их вытеснили полноприводные автомобили. Но считать такие машины, тупиковым путем развития автомобилестроения нельзя.

В тяжелых дорожных условиях, автомобиль на полугусеничном ходу превосходит колесный автомобиль лучшей проходимостью, а полностью гусеничные машины более высокой скоростью.

Авто
5,66 млн интересуются