В Советском Союзе, до войны было популярно повышать проходимость автомобилей, используя полугусеничный движитель.
Конечно были объективные причины:
- Во-первых, дороги в нашей стране тогда были не очень и улучшенная проходимость не помешала бы
- Во-вторых, выпуск полноприводных автомобилей будет налажен только в 1938 году, когда появится ГАЗ-61 созданный на основе ГАЗ-М1.
Поэтому в эти годы советские конструкторы экспериментировали, создав несколько любопытных машин на полугусеничном ходу.
В это время во всем мире, мода на такие машины достигла пика и спадет только после войны.
И наиболее интересным проектом 1937 года выпуска, можно назвать НАТИ-ВМ или по другому ГАЗ-ВМ. Этот автомобиль как и ГАЗ-61, сконструирован на базе ГАЗ-М1.
Было собрано две разновидности ГАЗ-ВМ для прохождения испытаний:
- Фаэтон с легковым кузовом
- Пикап с грузовым кузовом
Резинометаллическая гусеничная лента - приходила в движение посредством фрикционного зацепления с ведущими колесами. Машина в этом смысле была универсальной и могла двигаться:
- На гусеницах и на колесах
- Только на колесах
- На гусеницах и на лыжах вместо передних колёс
Правда при третьем варианте требовалось в 3,6 раза больше топлива, чем при втором.
Такие детали автомобиля как передний щиток, рулевой механизм и электрооборудование, было полностью скопировано с М1 или как её ещё называли "Эмки". А вот переднюю ось и раму модернизировали.
Фаэтон планировали сделать штабной машиной, на четыре пассажирских места
Багажник располагался сзади, а под передним пассажирским сиденьем располагался ящик для инструмента. Мотор мощностью 50 лошадиных сил, позволял развить скорость 48 км/ч на полугусеничном ходу и 60 км/ч когда полностью на колесах.
Что касается пикапа, то помимо грузов, на специально сконструированной грузовой площадке можно было перевозить до шести пассажиров. Для этого были предусмотрены съемные сиденья.
- Гусеничный вариант с лыжами предполагалось использовать зимой, что вполне очевидно. А на колесах ездить в теплое время года.
С декабря 1937 по июль 1938 в два этапа проходили испытания этого автомобиля - вездехода.
Прочитав заголовок этой статьи, вы уже наверно понимаете, что полевые испытания не удовлетворили государственную комиссию. Которые высказали обоснованные претензии:
- Просто огромный расход топлива - 41 л на сто км при езде на полугусеничном ходу и 32 л если только на колесах. А если зимой, когда кругом глубокий снег и одевали лыжи - то расход составлял просто космические 100 литров.
- У ГАЗ-ВМ при его больших габаритах и весом почти 2,5 тонны, грузоподъемность составляла всего 500 килограмм.
Но добило данный проект не только это, а то что в этом же году выпустили полноприводный ГАЗ-61. После этого дальнейшую доработку ГАЗ-ВМ посчитали бесперспективной и нецелесообразной.
Послу войны, та же судьба во всем мире постигла большинство машин на полугусеничном ходу - их вытеснили полноприводные автомобили. Но считать такие машины, тупиковым путем развития автомобилестроения нельзя.