С удовольствием читал в «Истоков» заметку о ляпах в художественных фильмах. Да, в современных кинокартинах о советской эпохе их становится всё больше. Попробуем сосредоточиться лишь на одной теме – речь о советских наградах на груди киногероев. Ведь даже великолепный фильм Карена Шахназарова «Белый тигр» не избежал вопиющего искажения истины. В заключительных кадрах авторы навесили на грудь полковника орден Славы первой степени…
В изучении наградного дела необходимо учитывать, что в реальности практика нередко шла вразрез с нормативными документами. Авторы публикации «Афрорусский барон» мимоходом отмечают, что ордена Суворова и Кутузова являлись «полководческими» и «генеральскими».
Даже ордена Суворова первой степени, которыми награждались «командующие фронтами и армиями, их заместители, начальники штабов, начальники оперативных управлений и оперативных отделов и начальники родов войск (артиллерии, воздушных сил, бронетанковых и минометных) фронтов и армий…» (из статута ордена), не были «генеральскими». В момент награждения были полковниками командир танкового корпуса А. Бабаджанян (впоследствии главный маршал бронетанковых войск), командир партизанского соединения В. Лобанок (до войны и после нее – профессиональный партработник).
Орденом Кутузова третьей степени, учрежденным 8 февраля 1943 года, могли быть награждены командиры полков, батальонов и рот и начальники штабов полков, то есть явно командиры не генеральского ранга. Но опять сталкиваемся с исключениями. Так, генерал-майор авиации Александр Кондратьев, начальник оперативного отдела Третьей воздушной армии, был удостоен ордена Кутузова третьей степени 20 апреля 1945 года. В то же время в списке кавалеров встречаются даже младшие лейтенанты: например, Иван Дубовой, замкомандира стрелкового батальона, Вячеслав Тетерин, командир стрелковой роты, Михаил Шарапов, командир противотанковой батареи…
В настоящее время в распоряжении россиян имеется электронная база документов «Подвиг народа», позволяющая самостоятельно убедиться в увиденном на экране или его опровергнуть. Орден Александра Невского тоже был «полководческим», но известны случаи награждения им старшин, сержантов и даже рядового – Виктора Бедринского, командира пулеметного взвода (так в наградном листе).
Но вернемся к критике фильма «Ночные ласточки». Отклонение от истины налицо, однако дело не в невысоком воинском звании или должности киногероини: во-первых, в январе 1943 года орден Кутузова третьей степени еще не был учрежден (4 января 1943 года погибла Марина Раскова), и во-вторых, ни одна женщина не была удостоена ордена Кутузова, даже низшей, третьей, степени. Тут же заметим, что единственной женщиной – кавалером ордена Суворова (конечно, третьей степени) был командир 46-го гвардейского авиаполка Евдокия Бершанская (Бочарова).
В «Ночных ласточках» отмечена чехарда с произвольным перемещением наград с левой стороны на правую, и следует утверждение: «…по статуту положено было носить награды без колодок только на правой стороне». Полагаю, что здесь авторы публикации судят с современных позиций. Да, с июня 1943 года нормативы ношения наград были установлены, но далеко не все военнослужащие стали им следовать. До появления ордена Отечественной войны все (!) ордена и медали подлежали размещению на левой стороне кителя или гимнастерки. Первые кавалеры орденов Суворова, Кутузова, Невского, а изредка и Отечественной войны носили их преимущественно на левой стороне на пластинках с муаровой лентой. А медали «За оборону Сталинграда», «Партизану Великой Отечественной войны» можно увидеть на фотографиях первой половины 1943 года то на одной стороне груди, то на другой.
И лишь Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 июня 1943 года ввел пятиугольные колодки для круглых орденов (Ленина, «Красное Знамя», «Трудовое Красное Знамя», «Знак Почета») и медалей и регламентировал их ношение на левой стороне груди, а звездообразные ордена Суворова, Кутузова, Невского, Отечественной войны (заменив крепление на одежду пластиной на крепление штифтом и гайкой) и Красной Звезды (до этого носился на левой стороне) – на правой. Но не следует воспринимать это как незыблемое правило. В том же 1943 года ношение вновь учрежденных звездообразных орденов Славы и Победы предписывалось на левой стороне груди, хотя орден Победы крепился без колодки или пластины.
Также следует учесть, что после упомянутого Указа ПВС СССР продолжалась выдача награжденным ранее изготовленных орденов Ленина и Красного Знамени без пятиугольных колодок, «полководческих» орденов и ордена Отечественной войны с пластинами крепления и медалей «За отвагу» и «За боевые заслуги» с прямоугольными колодками.
Вопиющим нарушением исторической правды в «Ночных ласточках» было «награждение» полковника, курирующего разведгруппу капитана Макеева, орденом Суворова первой степени. Узнать его легко: крупный, серебристый, с эмалевой звездочкой на верхнем луче. Впервые орденом Суворова первой степени были награждены маршал Г. Жуков, генералы К. Рокоссовский, В. Чуйков, и произошло это лишь 28 января 1943 года. Так что полковник ни по рангу, ни хронологически никак в этот список не вписывается. Но в недавнем сериале «Истребители» заместитель командира авиаполка, капитан, также «удостоен» высокого ордена Суворова первой степени.
Еще одно уточнение. Не было такого ордена – «Боевое Красное Знамя». 16 сентября 1918 года был учрежден орден «Красное Знамя» РСФСР, замененный 1 августа 1924 года орденом «Красное Знамя» СССР; так же орден именовался во время войны.
Леонид АНДРИЕНКО
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!