Найти в Дзене

«ЛиК». Возвращение капитана Дюка в объятия греха. О рассказе Александра Грина «Капитан Дюк»

Маленький шедевр Александра Грина. Пожалуй, мой любимый рассказ. Простодушный капитан Дюк, «морской волк», капитан и владелец красивой шхуны «Марианна» (двадцать узлов в полном ветре и четыреста тонн водоизмещения, семь человек команды вместе с коком) озаботился спасением души. В этом щекотливом деле ему помогают и его наставляют некие Голубые (Грин что-то знал!) Братья во главе со старшим (даже в богоспасаемых общинах есть старшие) братом Варнавой. По настоянию брата Варнавы и под его чутким руководством капитан с большим или меньшим успехом пытается порвать со всеми скверными привычками прошлой греховной жизни: пьянством, сквернословием, рукоприкладством, чревоугодием и курением табака. Невольно закрадывается мысль: а было ли в прошлой жизни капитана хоть что-то хорошее? По мнению старшего брата, конечно, нет, не было в ней ничего хорошего, а посему для спасения души и очищения помыслов необходимо искупить грехи. И не только искоренением грешных привычек и скромным богобоязненным пов
Знакомьтесь: капитан Дюк
Знакомьтесь: капитан Дюк

Маленький шедевр Александра Грина. Пожалуй, мой любимый рассказ.

Простодушный капитан Дюк, «морской волк», капитан и владелец красивой шхуны «Марианна» (двадцать узлов в полном ветре и четыреста тонн водоизмещения, семь человек команды вместе с коком) озаботился спасением души. В этом щекотливом деле ему помогают и его наставляют некие Голубые (Грин что-то знал!) Братья во главе со старшим (даже в богоспасаемых общинах есть старшие) братом Варнавой.

По настоянию брата Варнавы и под его чутким руководством капитан с большим или меньшим успехом пытается порвать со всеми скверными привычками прошлой греховной жизни: пьянством, сквернословием, рукоприкладством, чревоугодием и курением табака. Невольно закрадывается мысль: а было ли в прошлой жизни капитана хоть что-то хорошее? По мнению старшего брата, конечно, нет, не было в ней ничего хорошего, а посему для спасения души и очищения помыслов необходимо искупить грехи. И не только искоренением грешных привычек и скромным богобоязненным поведением (сон, молитва, покой, труд – таков совет брата Варнавы) и даже не столько этими постническими подвигами, как еще одним деянием, совершенно необходимым для успешного завершения благого дела перевоспитания грешника.

А именно: продать «Марианну» – символ корысти, зависти, бурь, разврата и других излишеств нехороших, этот «насыщенный человеческой гордостью корабль», чтобы он не смущал близкую к спасению душу, а деньги (внимание!) положить на текущий счет общины Голубых Братьев. Без этого никак.

Но, по мнению команды «Марианны», в прошлой жизни капитана Дюка все же было что-то хорошее. Во-первых, от «Марианны» кормилось семь человек моряков, да еще и сам капитан; потом, несмотря на то, что капитан на руку был тяжеловат, да и насчет словесности не стеснялся, лишней работой команду не обременял, сухари и мясо всегда были свежие; и самое главное – был он форменный капитан, дело свое знал, был справедлив, требователен и среди моряков Лисса, Зурбагана и Гель-Гью пользовался заслуженным уважением.

Команда его и спасла. Или погубила. Тут уж кому как нравится. И довольно немудреным способом. Старый Бильдер, или Морской Тряпичник, осевший в Зурбагане с незапамятных времен и поселившийся в заброшенной части гавани, известной под именем «Кладбища кораблей», старый пират и рулевой на Летучем Голландце, и даже, совсем уж в древнейшие времена, капитан на судне, где юнгой постигал Дюк морскую науку, подал команде хороший совет. Совсем простой.

Было написано и отправлено капитану Дюку коротенькое письмецо следующего содержания: «Никогда Дюк не осмелится пройти на своей «Марианне» между Вардом и Зурбаганом в проливе Кассет с полным грузом. Это сказал Бильдер. Все смеются». Экипаж «Марианны».

Что было дальше, догадаться нетрудно. Прочитав письмо и поразмышляв немного, Дюк понял, что не в его силах бороться с властным зовом моря, приславшим ему любовный и нежный упрек, перелез через изгородь и, промаршировав по грядкам с огурцами и капустой, ударился бегом по дороге к Зурбагану, – прямой дорогой в ад.

Поднявшись на борт и застав на палубе мерзость запустения, капитан, внимательно оглядев команду и не обнаружив насмешки ни в одних глазах, произнес краткую, но прочувствованную речь: «Поднять якорь! Вы, пьяницы, неряхи, бездельники! Почему спущена шлюпка? Поднять шлюпку! Закрепить ванты! Убрать сходни, Ставь паруса! «Марианна» пойдет без груза в Алан и вернется – слышите вы, трусы? – с полным грузом через Кассет».

И, помолчав, добавил: «Я вам покажу Бильдера!»

Рассказ умещается на двадцати страницах. Прочтите – не пожалеете!