Вторичный рынок авто в России падает не так драматично, как первичный, но все же падает. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в массовом сегменте меньше купили на 22% машин, а в премиальном – на 17%. И только китайские марки растут в продажах: при всеобщем падении на вторичке купили почти на 30% больше Черри и Джили, чем годом ранее.
Понять людей можно: китайские авто становятся нашей новой реальностью, и автомобилисты, которые не могут взять машину из салона, приценяются к "китайцам" на вторичке. Запчасти к ним точно будут, цены на сервис адекватные, значит, можно брать. Но можно ли? Стоит ли брать подержанный китайский автомобиль? Советовать здесь – дело неблагодарное, но я просто поделюсь своим мнением.
Начнем с того, что китайские автомобили ноунейм-брендов я бы не стал брать даже из салона. Из китайцев надо брать то, что уже проверено хотя бы пятилетним опытом эксплуатации и по чему есть хоть какая-то статистика. Хавал, Джили и Черри можно брать без особых сомнений, а вот всякие Джаки, Чанганы, Фавы и прочую экзотику я бы брать поостерегся даже в новом состоянии.
Но если Хавал можно взять новым из салона, это совершенно не значит, что его можно выбирать и на вторичке. Китайские бренды, чтобы переделить рынок в свою пользу, сейчас дают расширенные гарантии на свои автомобили. Предлагают 150 тысяч пробега вместо привычных ста или пять лет гарантии вместо трех. Если за этот период у машины что-то отвалится, вы просто приезжаете к дилеру и вам все чинят оригинальными китайскими запчастями. Понимаю, что словосочетания "оригинальная запчасть" и "китайская запчасть" до недавнего времени считались антонимами, но уж такие сейчас времена...
Что случится с китайским автомобилем по истечении гарантийного срока, известно одному только богу. Если про машины десятилетней давности можно с уверенностью сказать, что брать их нельзя, потому что разваливаться они будут прямо на глазах, то про более новые экземпляры просто ничего не понятно.
Может, повезет, и пятилетний китайский автомобиль без особых проблем проездит еще пару лет, а может и встрянете на дорогой ремонт. И если с ВАГом было все понятно, куда смотреть и какие потенциальные проблемы могут быть, то с китайскими автомобилями – полная неопределенность. Понятно, что турбомоторы и роботы всегда нуждаются во внимании, но тут даже с механикой и атмосферниками могут быть проблемы. Могут быть, а могут и не быть – как повезет.
К чему я это все?
К тому, что покупка китайского автомобиля на вторичке – это лотерея, целесообразность которой я не слишком понимаю. Давайте подождем, пока пройдет еще хотя бы пара лет и купленные в 2020-2021 году китайские авто выставят на вторичке. Их можно будет покупать уже с более высокой вероятностью.
То, что продается сейчас – это либо лотерея, либо заведомо проигрышный вариант, от которого человек избавляется просто потому, что нашел в машине какие-то серьезные недостатки. Так что если хочется взять китайскую машину, то лучше новую и с гарантией от производителя. А если глаза смотрят в сторону вторички, то сейчас там полно "японцев" и "корейцев", спрогнозировать поведение которых на дистанции в два-три года намного проще.
А как вы относитесь к покупке подержанного китайского авто? Взяли бы себе б/у "китайца" или нет?