Увидеть Париж и умереть.
Кто не слышал этой фразы?
Русское сердце всегда начинает учащенно биться при этом имени.
Он и вправду великолепен, как и Прага, и Мадрид, и Вена.
Мои же чувства с первой секунды и до последнего вздоха отданы Венеции. И это место никто не сможет занять. Почему? Не знаю. Разве можно объяснить любовь?
Венеция для меня тоньше, нежнее, неуловимо прекраснее любых парижских красот. Акварель, которую по ошибке разместили на солнечной стороне стены, и которая медленно исчезает с листа бумаги.
Моя вечная любовь и тихая печаль. Счастье, которое всегда рядом. Стоит только выкроить один денек, сесть на поезд или махнуть на машине, чтобы просто подышать твоим воздухом, Венеция.
Когда перед глазами вытянется стрелой четырехкилометровый мост «La liberta», единственная автомобильная дорога, соединяющая материк с железнодорожной станцией Венеции "Santa Lucia", когда увидишь, как дрожит зыбким маревом воздух над лагуной, на одно мгновенье дрогнет сердце.
И ты понимаешь, что снова вернулась домой, и радость возвращения не приедается и не стирается с годами.
Ты всегда хороша для меня, Венеция: и весной, когда солнце обливает тебя радостью, и зимой, в промозглость и стынь.
Осыпавшаяся со стен штукатурка, светящиеся под водой зеленые замшелые ступени, уходящие в глубину и темень канала, нескончаемый тихий плеск воды о стены palazzo от проходящих мимо vaporetto.
Стук уключин, крики гондольеров и мосты, мосточки, мостики…
КружАт бесконечные улочки, манЯт за собой, не оторваться.
Тянутся нескончаемой чередой витрины лавочек с едой, сластями, винами, масками, костюмами, куклами. Здесь каждый найдет что-то свое, сокровенное, и увезет с собой на память о Венеции.
Туристы, туристы...
Очень много японцев, молодых и пожилых, студентов и подростков. Группами и парами, тихие, любопытные, настырные. Каждый раз приезжая сюда, я думаю о том, что Япония, наверное, сейчас опустела ввиду полного отсутствия жителей. Кажется, что все они переместились в Венецию.
О здешних красотах написаны тома книг и путеводителей. Мне ли тягаться? Но промолчать о венецианских церквях я не в силах. Собственно, и церковью назвать эти произведения искусства язык не повернется.
Даже крошечные и невзрачные снаружи, внутри они хранят бесценные сокровища. И это не только церковная утварь, но и картины известнейших живописцев мира. Я уже не говорю о таких шедеврах архитектуры, как Вasilica di Santa Maria Gloriosa dei Frari с полотнами Тициана и его гробницей. Это больше музеи, чем действующие церкви, каковыми все они являются.
Входишь, ослепнув от дневного света внутрь, в полумрак, в крошечное пространство, заполненное вездесущими туристами – не повернуться. Вглядываешься в лица неизвестных католических святых, в спокойно опущенное лицо Мадонны, которой здесь трепетно поклоняются как женщины, так и мужчины.
Чтобы зажечь свечу-электрическую лампочку, кладешь монетку на вмонтированную панель столика перед распятием или статуей.
Потолок высок и затемнен, и чтобы рассмотреть, что же там такое наверху, бросаешь монетку в металлический ящик - автомат на стене.
На одну-две минуты вспыхивают люстры, освещая всю красоту потолочной лепнины и живописи, и ты цепенеешь в невыразимом восхищении рукотворным искусством неизвестных средневековых мастеров.
И впитав глазами все краски, словно омыв себя чистой родниковой водой, выныриваешь в слепящий свет, и снова несет тебя нескончаемый венецианский поток.
Днем жизнь здесь напоминает огромный муравейник со снующими туда-сюда по венам каналов лодками, гондолами, vaporetto. Коловращение людей, смешение языков. Вавилон.
Но чтобы увидеть ее истинное лицо, нужно пройтись по Венеции ночью.
Лишь укутает ее плечи, продрогшие от вечной сырости, темнота, таинственно зажигаются лампы на стенах palazzo. Они словно выступающие из темной воды сонные великаны-молчуны с подсвеченными темными глазницами окон.
Что вспоминается им в наступившей тишине? Свидетелями каких драм были они, чьи лица, слова, истории хранят они в своей долгой памяти?
Как-то особенно гулко раздаются торопливые шаги опаздывающих к ужину прохожих. Быстрее туда – в тепло, к свету, к людям.
А нам сюда-в темную тишину крошечных площадей. Страшно и любопытно, разгул для фантазии.
Прислушайтесь и, возможно, вы услышите звук скрещивающихся для поединка и давно исчезнувших шпаг.
Что за тень мелькнула за углом? Кто-то спешит на тайное свидание, укрывшись длинным плащом до самых глаз, или это просто ночной сквозняк, гуляющий по опустевшим viale?
Кто знает, зрителями каких спектаклей были слепые окна спящих домов на ночной венецианской сцене?
Венеция, больше чем любой другой город, напоминает театральные декорации.
Утром, любовно омытые солнечным светом и выставленные на всеобщее обозрение, играющие свою роль в дневных представлениях.
И ночные-пыльные, серые, словно сваленные в кучу за кулисами театра до завтрашнего пробуждения, для нескончаемого спектакля, вечного венецианского карнавала.
И набродившись за день, насытившись ею, впитав все запахи, как запахи любимого, родного тела, ныряешь в благословенное тепло ближайшей траттории, чтобы насладится заслуженным отдыхом, выпить бокал домашнего вина, помолчать...
И долго еще будут будоражить воображение впечатления отлетевшего дня, укладывая увиденное по полочкам и закоулочкам памяти сердца.
До следующего свидания....
Прости меня, Париж!
P.S. С этого очерка, написанного в 2012, и начался проект МОЯ ИТАЛИЯ, а затем "НЕтуристическая Италия"
"La Liberta"-мост Свободы
Palazzo-дворец
Vaporetto-транспортное средство, местные "водные трамвайчики" для передвижения по Венеции
Viale-узенькая улочка
Продолжение будет...
Подписывайтесь на канал обязательно.
*****
P.S. Друзья, каждый день на моем канале новые публикации, но Дзен сам решает, что вам показывать.
Все публикации сгруппированы по темам в шапке канала.
Если не видите свежей, заглядывайте туда!