Весной 1945 года группа советских военнопленных бежала из немецкого лагеря и с разными приключениями продвигалась в западном направлении. Идти на восток, чтобы соединиться со своими войсками, было опасно и слишком далеко. Американские войска были ближе.
Берите все - вы завоеватели
В одном из городов, шагая по улице навстречу потоку американских "янки", группа бывших пленных наткнулась на лейтенанта военной полиции. Тот поинтересовался, кто они, и куда идут. Дав ему краткие пояснения о своем "происхождении", солдаты задали вопрос, где бы можно было им перекусить.
Американский полицейский улыбнулся и сказал:
"О чем вы говорите? Вы же победители-завоеватели. Видите напротив вывеску? (Это был ресторан.) Вот и топайте туда и прикажите хозяину принять вас на самом высоком уровне. Запомните, просить не надо, а нужно требовать. Вы - завоеватели, теперь это все ваше!"
Лейтенант полиции засмеялся и пошел своим путем.
Ресторан закрыт - ресторан открыт
Солдаты с удивлением переглянулись. То, что мы - победители, это сомнения не вызывало. А вот заявление о том, что мы завоеватели, с трудом укладывалось в голове. Тем не менее, есть тоже хотелось и даже очень.
Перейдя через улицу, солдаты попытались зайти в ресторан, но все двери были закрыты. Настроение у них было решительное. После настойчивого стука на них уставились неприветливые злые глаза.
"Что вам угодно? Ресторан закрыт".
Не обращая внимания не обозленных хозяев, солдаты решительно вошли в зал. Хозяин струхнул и начал вести себя учтиво, чтобы избежать неприятностей. Все женщины, находившиеся в зале, немедленно исчезли. Похоже, вошедших приняли за грабителей или насильников, но это их не смущало.
Мы не насильники
Солдаты пригласили хозяина сесть с ними за столик и объяснили, что они не погромщики, обижать никого мы не собираются, насиловать тоже. Хозяин приободрился и спросил:
"Что бы вы хотели?"
"Вначале нам нужна ванна, на нас много грязи, давно не мылись, а потом хороший обед с "приложением".
Как здесь оказался рояль из Смоленска
Солдаты помылись, привели себя в порядок, пообедали, поблагодарили хозяина и уже собрались покинуть ресторан, как вдруг обратили внимание на большой концертный рояль в углу. Среди них был пианист. Он подошел к роялю, желая что-нибудь сыграть, но вместо этого долго смотрел под открытую крышку, а потом подозвал остальных.
На обратной стороне крышки значился инвентарный номер и надпись, из которой следовало, что инструмент принадлежал смоленскому Дому культуры. Внизу на немецком языке было приписано:
"Подарок дорогим родителям от любящего их сына из Смоленска. Гауптман СС, январь 1942 г." и роспись.
Законная реквизиция
Закурив, солдаты долго молчали и гладили руками рояль, как что-то родное и очень близкое сердцу. Хозяин нервничал, не зная, как себя вести.
"Подойдите к нам и посмотрите, что тут написано, — сказали ему. Он тупо смотрел на инвентарный знак и подпись, а глаза его сверкали от гнева и ненависти к нам".
" Где же сейчас ваш сын?"
"На фронте".
"Сколько еще награбленных вещей прислал вам сын из России?"
Хозяин ресторана молчал.
"За грабеж вашим сыном России мы накладываем на вас контрибуцию. Из вашего погреба возьмем столько продуктов, сколько сможем унести. А за инструментом приедем после окончания войны".
Постскриптум
Впоследствии, как пишет в своих мемуарах участник этих событий А.П. Ларионов, ему не раз приходилось встречать в Западной Германии много ценностей, награбленных в России.
Источник: Ларионов А.П. Лейтенантами не рождаются
Обязательно напишите комментарий к этой статье, нам важно знать ваше мнение
О неточностях и опечатках сообщайте автору