Представьте, что вы захотели пойти на приём к психологу или психотерапевту. Кого бы вы выбрали? По каким критериям оценивали бы его? Чем больше вариантов ( а их в большом городе и в Интернете немало!), тем труднее выбрать. Вам, как профессиональному психологу, понятно, что ситуацию выбора выдерживают далеко не все, так как она является стрессовой. «Купить красную кофточку для вечеринки или пастельных тонов для работы? Поехать в отпуск на Бали или в Сочи? Выходные провести на даче у родителей или у подруги?». Даже такие вопросы многих отправляют в ступор. А теперь представьте, что человек в сложной жизненной ситуации выбирает психолога. Как ему определить, кому довериться в трудную минуту? Если вы представите состояние человека, его потребности и запросы, то сможете предложить клиенту то, что ему реально нужно. Чтобы создать себе достаточную клиентуру, нужно знать, что клиенты от вас ждут.
Путь человека к психологу труден и извилист
1 стадия: осознание проблемы. Сначала человек пытается самостоятельно справиться с ситуацией, искать совета у друзей и знакомых или ждать, пока всё «само рассосётся».
2 стадия: поиск помощи и поддержки. Самостоятельно (или по совету близких) человек приходит к пониманию, что ему нужна квалифицированная помощь. Он решается обратиться к специалисту. ⠀
3 стадия: поиск специалиста. В зависимости от проблемы, жизненного опыта и доверия к психологам человек начинает анализировать «предложение»: в рекламе, в интернете, по рассказам знакомых. Тут выясняется, что психологи разные! И направления работы у них разные: НЛП, эриксоновский гипноз, психоанализ, психосинтез, телесная терапия и т.д. Как разобраться? Кого выбрать? Хорошо, если специалист доступно разъясняет, над какими проблемами он работает. А если на сайте много умных слов, но ничего не понятно? Или обещание «быстро решить все проблемы»? Как ему, бедному, Вам поверить и довериться?
Чтобы помочь клиенту, нужно создать понятные условия выбора
- Понятно и конкретно описать проблемы, с которыми Вы работаете, и методики, которые Вы применяете.
- Предложить предварительно обсудить интересующие вопросы онлайн или по телефону.
- Подготовить наглядный материал для демонстрации своих достижений.
- Пригласить на пробное занятие или дать возможность задать интересующие вопросы
Нужно всегда помнить, что клиент, который Вам позвонил или написал, сейчас сомневается и опасается. На него нельзя давить и многое ему обещать. Он ждёт только отклика на его обращение, и лишь потом примет решение. Спокойный голос, внимание и неторопливый интерес формируют атмосферу доверия. Ничего страшного, если клиент не сразу идёт на контакт и записывается на приём. Ему нужно подумать и решиться. У каждого клиента есть подсознательные ожидания («Я приду, и мне сразу помогут», «Психолог решит все мои проблемы» и т.д.), которые он может озвучивать. Не стоит их развенчивать, рассказывая о длительности процесса и ответственности самого клиента за решение проблем. Главное – установить первичный контакт. В чём он заключается? В формировании убеждения: «Здесь мне помогут», «Для этого человека я важен и значим». Это на уровне «симпатии-антипатии». Не стоит обижаться, если клиент Вас не выбрал. И не нужно испытывать чувство вины, если Вы не хотите (или не можете) работать с этим клиентом. Ваш профессионализм будет заключатся в том, чтобы направить его к хорошему специалисту, не оставив без помощи. А как это сделать – Ваше искусство общения!
Ирвин Ялом писал: «Для каждого пациента психотерапевт должен создавать свой язык психотерапии». В том и состоит великое значение науки психологии, что этих языков множество и для каждого можно его найти.