Найти тему

Прорыв через болото

24 июня памятная дата Мясного Бора. В 1942 году в этот июньский день тысячи солдат и офицеров «Любанского котла» пошли на прорыв через болото Замошский мох. Почти все они остались на этом клочке Новгородской земли. Лишь единицам удалось вырваться из этого ада.
Наш ГТТ по «южной» дороге выехал к мало приметной болотной речушке Глушица. Был вечер 23 июня 2011 года. Тучи комаров и мошки облепляли открытые части тела, даже комариная мазь не помогала. Все тело зудело от этих тварей, особенно досаждала мошка, от которой нет спасения.
Но вот настало долгожданное утро. Взяв бензопилу, я начал расширять просеку вдоль разъезженной когда-то тяжелыми тягачами дороги. Жалко было бросать в топь новый ГТТ. Мох на дороге был плотным, но я знал, что тягач врежется в этот мох как острый нож в мягкий батон хлеба и будет ползти днищем и ляжет на мох, не в силах двинуться дальше. Поэтому надо пропилить хотя бы метр мелколесья вдоль дороги, тогда машина одной гусеницей будет цепляться за твердый грунт, и мы спокойно выйдем на чистый, не тронутый техникой, мох. Пилить пришлось метров двести. И вот машина, вгрызаясь одной гусеницей в торфяную жижу, другой по пропиленному краю, двинулась вперед. Впереди много больших воронок. Они круглыми пятнами свежего мха виднелись по пути движения.

-2

Спиленные деревья и кустарник бросал на эти опасные ловушки. ГТТ по ним проскакивал опасный участок и, подминая мелколесье, на второй передаче, не сбавляя скорости, выехал на само болото. Я, сев на крышу, рукой показывал направление, куда нам следовало ехать. Тягач шел по болоту, сметая с пути небольшие сосны и сухостой. Эти засохшие сосны видели войну. На них просматривались следы осколков снарядов и мин.
Пролетев на скорости от «южной» дороги метров пятьсот, тягач остановился, не доезжая до «северной» метров триста, как раз напротив наших весенних раскопов. Здесь, в мае этого года, под конец поисковой вахты мы нашли и выкопали двадцать девять бойцов Красной Армии, при которых обнаружили семь медальонов. При дальнейшем исследовании и после расшифровки медальонов удалось понять, что здесь погибли бойцы 382-й стрелковой дивизии. По найденной амуниции было видно, что в большинстве случаев - это младшие офицеры и политработники. Были найдены три резиновые печати (штампы). Потом наши ребята Сергей Люцай и Савельев Александр из Рыбинска нашли еще двенадцать погибших и один читаемый медальон. Убитые лежали почти один на одном и как бы шли одной полосой. Болото имеет свойство сохранять дерево, бумаги, тряпки, кожу, а вот кости и железо оно растворяет почти полностью и поэтому убитых мы находили в основном щупом. Щуп не протыкает шинели, они пружинят, и когда разгребаешь мох, выплывают трупные куколки. Они как семечки подсолнуха. И там, где их больше, там лежало тело человека. Болото всосало трупы почти на метр вглубь, и мох затянул следы. Разрубая сплетение корней и мха, ведром черпали воду и выливали на мох и только минуту, две хватало, чтобы руками работать внизу. Но я думаю, что никакой мелочи не было пропущено. Вода, вылитая на мох как бы процеживала, то, что зачерпывалось снизу.
Механик-водитель Сергей Дельва из Подберезья пошел сразу в поиск. Я же выгреб из ГТТ лишнее на мох. Внутри машины на досках приспособил палатку, уложил в нее спальные принадлежности и принялся готовить обед. Попутно напилил бревен и сделал настил у костра, что бы можно было свободно ходить, не проваливаясь в жидкий мох. Когда все было готово, взял металлоискатель и пошел к видневшимся раскопам, вслушиваясь в зуммер. Вот раздался тонкий звук и на дисплее высветились цифры, показывающие на наличие внизу цветного металла. Отложив аппарат, разорвал руками мох и, засучив рукав, сунул руку в холодную воду и вытащил пригоршню патронов к пистолету ТТ. Потом выгреб еще раз оттуда мох и начал рассматривать. Вот они черные куколки. Первый есть. Радость от найденного бойца моментально сменил азарт. Пройдя метра четыре, обогнул яму раннего раскопа и опять - еле слышный звук черного метала. Осторожно рука вошла по плечо в мох. Внизу магазин от СВТ. Он весь сгнил, и металл превратился в бритвочку, стал тонкий. Здесь надо быль осторожным, в холодной болотной воде не почувствуешь, как острый металл перережет пальцы. Вместе с остатками магазина на ладони опять куколки. Вот и второй. Подошел Сергей. Я сказал, что нашел двоих, если он хочет, то пусть копает этого, а я пойду за инструментом и выкопаю первого.
Сейчас воды на болоте меньше, чем в мае, но все равно расширяемая яма во мху быстро наполнялась. Да сплетение корней в кочках затрудняло работу. Руками, топором и ведром работал постоянно. Вскоре горсть патронов ТТ, немецкая фляга в чехле, расческа и мундштук лежали на краю раскопа. Начала болеть спина и руки, уже не успевал черпать воду. Вдруг в толще мха показался край деревянной коробки. Осторожно вытащил ее руками. Это была резная шкатулка. Вот это вещь! Сергей, оставив свой раскоп, подошел ко мне. Дерево от воды разбухло, и крышка не открывалась, пришлось применить нож. Осторожно, поддев лезвием ножа, открыли шкатулку. На дне лежал какой-то документ, свернутый в несколько раз. Я попытался его вынуть, но он прилип ко дну, и сразу мне не удалось его достать. Отложив находку, опять начал качать воду и вскоре достал партийный билет вернее то, что от него осталось - только красная обложка, внутренние листы сгнили. Сергей у второго бойца нашел десертную вилку из нержавеющей стали и открытый медальон без бланка. К обеду пришел Люцай. Он шел от Мясного Бора по «южной» дороге. Сейчас она заросла. По ней уже давно никто не ходит. При телефонном разговоре он меня неточно понял и поэтому пошел там. После чая и перекуса опять начали искать погибших и вскоре нашли еще десять. У одного подняли медальон с хорошо сохранившимся двойным бланком. Погибший был интендантом 2 ранга. Уроженец Белоруссии, призывался из военного городка из-под Красноярска. В стороне, в метрах двухстах у большой воронки, где в мае Александр Савельев нашел погибшего с печатью 516-го медсанбата, нашли еще одного с медальоном, но крышка капсулы лопнула и было видно, что бумага плохо сохранилась. Завернув медальон в тряпку, положил в найденную шкатулку. Так же, у воронки, нашли ППШ, русские карабин и винтовку, польский «Маузер». В фотоаппарате они выглядели как новенькие, на самом деле вид был только у дерева, железо, особенно открытые части, болото почти съело. За эти два не полные дня мы нашли и подняли еще двенадцать погибших. Всего на этом клочке болота в мае и за эти июньские дни мы подняли останки 52 погибших бойцов.

Автор: Александр Николаевич Орлов
Фото: из архива семьи Орловых