87,8K подписчиков

Что нужно учитывать, прежде чем отобрать телефон у подростка в качестве наказания

19K прочитали

Мобильный телефон — обычно это первое, к чему тянутся наши подростки, когда просыпаются утром, и последнее, с чем расстаются перед сном. Исследования говорят, что в среднем подростки тратят семь и более часов в день на свой мобильный телефон, разговаривая, отправляя текстовые сообщения, просматривая видео, выполняя поиск всевозможной информации.

Мобильный телефон — обычно это первое, к чему тянутся наши подростки, когда просыпаются утром, и последнее, с чем расстаются перед сном.

Очень многие родители испытывают разочарование, раздражение и откровенный гнев из-за того, что ребенок зависит от телефона, из-за того, что он никогда не поднимает глаз, чтобы нормально поговорить, из-за того, что его телефон каким-то образом мешает ему выполнять свои обязанности дома и в школе... Первое желание в ситуации раздражения и гнева — телефон этот отобрать! Потому что именно в телефоне мы видим причину непослушания, проваленных контрольных и дурного поведения. И еще потому, что отбирая телефон, мы хотим ударить ребенка по больному месту, отобрать то, что имеет первостепенное значение. Это называется местью.

Да, мы — импульсивные мстительные взрослые, утверждающие свою силу над слабым, да еще и прикрывающиеся тем, что «другого выбора у нас не было, это правильный шаг».

По мнению многих психологов, такой шаг не красит родителей, а отнятие у подростка телефона оказывает влияние не только на самого подростка, но и на его отношения с родителями же. Причем, долгосрочные.

Родители хотели бы думать, что угроза конфискации телефона или, что еще хуже, обыск содержимого телефона может быть фактором, который удерживает подростка от плохого поведения. Но что на самом деле происходит в голове у вашего подростка, когда вы отбираете у него мобильный телефон?

Институт детского разума предупреждает родителей, что забрать смартфон у подростка это не то же самое, что выключить телевизор или запретить видеоигры. И это не то же самое, что «заземлить» их, чтобы они не могли встречаться со своими друзьями. Забрать мобильный телефон у вашего ребенка — это все равно, что забрать все эти вещи сразу.

Мы часто воспринимаем телефон как просто телефон. И никак не можем понять, что для современного подростка это целый мир. Вспомните свои подростковые годы. У вас наверняка не было телефона, и поэтому вам кажется, что подростки могут прекрасно без него обойтись. Вы же обходились! Вы встречались с друзьями в торговых центрах (если росли в городе) или на пятачке, стадионе (если росли в деревне). Так вот для подростков телефон и есть пятачок, место сходки своих, свобода от родительского надзора. Портал в общее пространство. И вы лишаете ребенка этого пространства. Это все равно, что запретить вам в годы бунта видеться с друзьями.

Подростки не проводят сейчас время в каких-то физических местах, как это было много лет назад. Вместо этого они обращаются к своему онлайн-миру. Потому что потребность в общении с ровесниками не исчезла, но способ общения трансформировался. Мы сами его предложили в общем-то!

Социальные сети предлагают место, где подростки могут расслабиться, выразить себя, общаться с друзьями и развивать свою индивидуальность без постоянного надзора. Интернет для них это способ взаимодействовать и общаться друг с другом на форуме, который не организован и не контролируется родителями, властями, учителями, тренерами или начальниками. Это их «неструктурированное» место сбора, которое предлагает им развлечения, дух товарищества, информацию и свободу исследовать, кто они и кем они хотят стать.

Мобильный телефон — обычно это первое, к чему тянутся наши подростки, когда просыпаются утром, и последнее, с чем расстаются перед сном.-2

Теперь, наверное, стало немного жутко от себя, от того, чего именно вы лишаете ребенка? Это точно не лучший выбор наказания.

К тому же, как хорошо известно некоторым родителям, такой поступок может вызвать у ребенка сильное негодование, заставит его замкнуться в себе и потенциально затаить долгосрочную обиду. А ведь мы находимся на том перекрестке отношений, когда должны стремиться построить с детьми прочную связь! И ставить барьеры для этой связи последнее дело. Они и так проводят слишком мало времени с нами, почти не делятся с нами своими мыслями и переживаниями, а теперь и вовсе не захотят.

Когда мы не можем наладить контакт с нашим подростком, тут обычно не телефон виноват. Но мы хотим по-прежнему управлять ребенком, и импульсивно прибегаем к запретам, когда управление буксует. Однако, подростки находчивы. Они, конечно же, найдут способ оставаться на связи с ровесниками, но будут лучше шифроваться. Потому что даже если вы запретили ребенку что-то делать, он все равно будет это делать, просто вы знать об этом больше не будете.

Слышим возмущенные голоса родителей: так что же, телефон теперь нельзя отнимать даже если есть весомая причина? Наверняка бывают случаи, когда имеет смысл забрать телефон у подростка. Нам трудно представить такие ситуации, если честно, но прежде чем вы это сделаете, вот несколько вещей, которые следует учитывать, принимая окончательное решение:

Убедитесь, что наказание коррелирует с плохим поведением вашего подростка

Если ваш ребенок, например, вернулся домой позже положенного времени, то отнятие у него телефона совершенно не связано с таким поведением. Вы просто хотите, чтобы он почувствовал себя плохо за то, что ослушался вас, за то, что заставил вас понервничать. Вы можете думать, что это послужит ему уроком, что в следующий раз он будет бояться лишиться телефона и прибежит домой вовремя. На самом деле вы своим поведением учите его быть хитрее.

Не забирайте телефон при каждом акте непослушания. Наберитесь терпения говорить с вашим ребенком, а не орать на него. Обсуждайте, понимайте, входите в положение, восстанавливайте порванную связь, и ему не придется мстить вам за равнодушие, а вам — ему за боль.

Старайтесь понять мотивы поступков вашего ребенка

Если вы поймаете ребенка на, скажем, воровстве денег из вашего кошелька, ваш первый шаг это попытка диалога, чтобы узнать мотивы его поведения, дать ему возможность объяснить, что произошло. Таким образом, ребенок почувствует, что вы заботитесь о нем, вам не все равно, вы хотите понять и помочь. И если уж наказание неизбежно, выберите то, которое не связано с лишением телефона.

Когда же все-таки имеет смысл забрать телефон у подростка

Если ваш подросток действительно испытывает трудности с общением в режиме реального времени, пропускает уроки из-за того, что слишком много времени проводит в телефоне, или не разговаривает с членами семьи во время еды, установка ограничений на использование телефона, безусловно, является соответствующим следствием.

Мобильный телефон — обычно это первое, к чему тянутся наши подростки, когда просыпаются утром, и последнее, с чем расстаются перед сном.-3

Заведите собственные «Правила мобильного телефона» в семье. Например, во время еды все члены семьи должны убрать свои телефоны, даже папа. Или запрет на использование телефона после 22:00. Или правило цифрового детокса: никаких просмотров соцсетей на выходные дни. Но они, эти правила, должны быть понятны всем и выполняться всеми.

Прежде чем забрать телефон у подростка, убедитесь, что он не делает в нем домашнее задание, такое бывает. Подумайте о том, чтобы сначала установить родительский контроль, ограничить какие-то приложения, а не забрать весь телефон.

В таких случаях, когда вы обнаружите, что ваш подросток просматривает или публикует неприемлемый контент или общается с незнакомцами на сайтах, конечно, необходимо принимать крайние меры. Подумайте о том, чтобы на некоторое время забрать у подростка телефон, ограничить его использование, удалить приложения и погрузиться в подробные разговоры с ребенком, чтобы направить его в правильное русло. Часто подростки не осознают проблему или опасность своей онлайн-активности, подскажите и объясните.

В конце концов, кто, если не мы должны активно направлять, учить и перенаправлять наших детей в том, что касается их жизни, в том числе онлайн! Суть в том, что информационные технологии и социальные сети навсегда останутся частью жизни наших детей. Вместо того, чтобы душить их строгими правилами и жесткими ограничениями, мы должны помочь им научиться использовать технологии в своих интересах — здоровым, сбалансированным и продуктивным образом.

Давайте поддержим их в этом, моделируя наши собственные здоровые привычки использования телефона, устанавливая ограничения и придерживаясь правил, которые имеют смысл для этого этапа их развития.

Анна Алексеева, Ольга Ракитина