Часть 1
Глафира была рядом когда у Надежды начались роды. Она и бабка Зоя, местная повитуха, помогали роженице разрешиться от бремени.
- Малышка моя, доченька, - поглаживая светлый пушок на голове у новорожденной, шептала Надя. - Вот теперь я не одна, теперь у меня есть ты.
- Как назовешь ее, Наденька? - улыбнулась Глаша.
- А чего гадать, Татьяной назови, - подала голос бабка Зоя. - Почитай, в Татьянин день родилась.
- Вот так и назову, а что.. Чудесное имя. Танечка, Таня, Татьяна. - Надя чуть крепче прижала к себе дочь.
- Мне кажется, она на тебя похожа. Да-да, уже в ней улавливаются твои черты. А вот если еще и в тебя характером пойдет, то все, держись!!- рассмеялась Глаша.
-Она будет счастливой и я все для этого сделаю. Моя дочь не будет ни в чем нуждаться!
Подруги не поднимали тему отцовства ребенка, как поняла Глаша - это неприятный для нее разговор. Да и какая разница, коли подруга сейчас счастлива? Она сильная, она воспитает дочь!
В июне 1945 года в доме Глафиры и Анны Михайловны случилась великая радость - вернулся с фронта Владимир. Глаша хотела было вернуться домой к своей матери, но Анна Михайловна ее отговорила:
-Глашка, вот куда ты пойдешь? Там и так семеро по лавкам - брат твой с женой и четверо детей, да мать, вот куда ты еще? Посмотри, сколько у нас места, неужто нам тесно всем?
- Неприлично это жить под одной крышей с холостым мужчиной, - пробормотала Глаша.
- Да брось ты! - махнула рукой Анна Михайловна. - Он деверь твой, а почитай родня. Ларику мужское воспитание нужно, а Вова все же его дядя, вот пусть им и займется. Выброси дурь из головы.
Глафира подумала и осталась. Вова неплохой человек, добрый, заботливый. Он не похож на Сергея, они совершенно разные по внешности: Сережа был темноволосым, с голубыми глазами и резкими чертами лица. Вова же был абсолютной его противоположностью - кучерявые светлые волосы падали на лоб, а карие глаза смотрели на собеседника с искорками озорства. На лице всегда играла улыбка. Раньше.. После войны он изменился, будто лет на десять повзрослел, все реже играет улыбка на губах и в глазах искорки потухли.
Отойдет, подумала Глаша, все перемелется - мука будет. Он столько прошел, он брата потерял...
Вова хорошо относился к Глаше и любил племянника, а вот с Надеждой обращался как-то грубо и пренебрежительно, даже порой брезгливо.
Когда она приходила к Глаше, он старался уйти и не вступать с ними в диалог. Однажды Глаша не выдержала:
- Между тобой и Надей черная кошка пробежала? Почему ты так с ней?
-Я нормально с ней. Так, как она того заслуживает.
-Что? Чем она заслужила такое пренебрежение?
-А без мужа рожать что, хорошее дело? И ты с ней еще дружишь.
-Вова! - Глаша вскочила на ноги. - Если ты так о ней думаешь, значит и я в твоих глазах такая? Ведь я тоже родила без мужа!
-Ты - это совсем другое дело. Сергей признал тебя женой и признал ребенка. Да и у вас дело к свадьбе шло. А вот она...Неизвестно от кого она ребенка нагуляла. Может от немца?
-Не смей так о ней говорить! Надя девушка порядочная, а отец ребенка... Знаешь, может быть он воспользовался ее доверчивостью, а может быть она так пожелала, мы не знаем. Но мы не в праве ее осуждать и лезть в ее жизнь.
-Ладно, прости, Глаша. Я не хотел тебя обидеть. Давай не будем больше об этом говорить. У меня к тебе другой разговор имеется...
-Да? Какой?
- Выходи за меня замуж.
-Что? - Глаша посмотрела на него недоуменно.
- Ну а что? Я Ларика люблю, он не чужой мне. Усыновлю его официально и будем вместе жить как муж и жена.
-Я.. я не могу так, а Сережа?
-Сережи нет больше, а ты баба молодая и тебе еще нужно жить, рано или поздно тебе захочется семью, и что? Ларика будет воспитывать чужой человек? Да и мне пора уже семьей обзавестись.
-Я ведь не люблю тебя...
-Зато я тебя люблю и моей любви хватит на двоих.
-Мне подумать надо, - Глаша встала и пошла в дом. Да.. Озадачил ее Владимир.. И что значат его слова? Неужто он и правду в нее влюблен? Зря она послушалась Анну Михайловну и осталась жить в ее доме.
Она не давала своего согласия, все медлила. Анна Михайловна знала о предложении Владимира, но не торопила девушку, хотя и не против была того, чтобы ее младший сын женился на ней.
Ближе к осени она все же решила дать ответ, но он был отрицательным.
- Вова, ты хороший парень, но я.. Я не могу так, прости. Возможно, и смогу принять твое предложение, но не сейчас. Прости, - еще раз виновато попросила она.
- Я все понимаю, Глаша, все понимаю, но буду ждать тебя.
На следующий день после этого разговора Глафира ждала подругу вечером в гости, она хотела вместе с ней начать плести половик - Надя попросила научить ее этому делу. Выйдя на улицу, она села на завалинку и и подставила лицо уходящим лучам солнца. Как вдруг услышала голоса за воротами. Они были тихие, но она без труда узнала их - это Вова и Надя. О чем они могут говорить, если оба друг друга на дух не выносят?
-Ты сказала ей?- прошипел Вова.
- Нет еще. Скоро скажу.
-Ты хорошо подумала?
-Я же тебе сказала: выбирай. Ты выбрал, что еще от меня хочешь?
- Какая же ты... - Вова не успел договорить, у Глаши под ногами хрустнула ветка. Она тут же отпрянула от забора и подошла к воротом.
- А что вы тут шепчетесь? - нарочито весело спросила она, оглядывая Владимира и Надежду. - Что у вас за тайны?
- Вам нужно поговорить, верно, Надя? - Вова посмотрел на ее подругу с издевкой.
-Да.. - быстро закивала она. - надо поговорить, давно уже надо, да я все никак не решусь.
-Ну проходи в дом, коли надо поговорить.
-Я здесь останусь, боюсь, что после того, что ты услышишь, не захочешь больше видеть меня..
-Да в чем дело? - Глаша уже была рассержена.
-Дело в том.. В том.. Что Таня его дочь.
Продолжение
18