В Российской Федерации политические и экономические связи с другими государствами выстраиваются на основании ряда критериев, одним из них является транспортная доступность. Она определяет характер импорта и экспорта товаров, логистические связи.
Благодаря географическому положению, у России есть прямое сообщение со многими странами при пересечении границ. Однако, в некоторых случаях нужно дополнительно реализовывать ряд проектов для того, чтобы обеспечить стабильное сообщение.
Проект с историей
Тема строительства автомобильного моста из России в КНДР имеет давнюю историю и отсылает нас еще к прошлому веку. В июне 2022-го глава Минвостокразвития Алексей Чекунков заявил о том, что проект необходимо актуализировать. При этом особенное внимание сейчас стоит обратить на финансовую модель.
В настоящий момент основой сухопутного сообщения между странами является железнодорожный мост «Дружба», он был построен в середине 20 столетия. Стоит отметить, что уже в 1980 году впервые подобный транспортный путь столкнулся с чрезмерной загруженностью — ежегодно перевозилось 5 млн тонн грузов. В связи с этим поднимался вопрос строительства автомобильного моста, велись соответствующие переговоры, но окончательного решения принято не было.
Помешали санкции
В 2014 году усилиями РЖД был реконструирован участок стальной магистрали от Хасана до Раджина. Он использовался для транспортировки угля, который в дальнейшем морем отправляли в Южную Корею. После обновления магистрали она была загружена лишь на 30%. Тем не менее, несмотря на отсутствие острой необходимости, в России и КНДР заговорили вновь о строительстве автодорожного моста.
Итогом взаимных переговоров в 2015 году стало решение о сооружении понтонной переправы. Также рассматривалась возможность добавления автодороги к железнодорожному мосту вследствие реконструкции действующего объекта, но приоритет отдали именно первому варианту.
В Минвостокразвитии тогда говорили, что мост будет загружен полностью, поэтому дополнительная переправа является необходимой. При этом в КНДР подчеркивали, что государство по автодороге имеет 20 пограничных пунктов с Китаем, а с Россией нет ни одного.
Несмотря на то, что проект фактически был согласован, к его реализации так и не приступили. Это связано с тем, что с течением времени из-за санкций, направленных на Северную Корею, значительно сократилось количество грузов, в частности уголь стали транспортировать морским путем напрямую с территории России.
Политический проект
Следующим этапом развития проекта стал 2018 год. В этот период вновь начали обсуждать организацию логистических сообщений именно в формате автомобильного моста. К теме вернулись на фоне дипломатической активности Пхеньяна и начала его более тесного взаимодействия с Сеулом. В итоге тема 830-метровой переправы через реку Туманную пропускной способностью 6 млн тонн грузов в год снова вышла на повестку дня.
Некоторые эксперты отмечали, что это был своего рода политический шаг по выводу отношений с Северной Кореей на новый уровень. Проект обсуждали во время совместной встречи осенью 2019-го и главы государств — Владимир Путин и Ким Чен Ын. При этом окончательного прояснения относительно финансирования проекта так и не произошло, хотя и было подготовлено предварительное ТЭО. В целом, инициативу оценили примерно в 1 млрд руб., без учета подъездных дорог.
«Транспортный коридор между КНДР и Россией практически не функционирует, мы несем убытки»
И вот в 2022-м снова говорят об актуализации проекта. Правда, если рассматривать его исключительно с точки зрения экономики, то здесь появляется очень много вопросов. Действительно, пять лет назад торговля росла, грузооборот увеличивался. Но сейчас, спустя сотни санкций КНДР и тысячи РФ, экономические показатели резко пошли вниз. Как наглядное доказательство этого спада — действующий железнодорожный мост пропускной способностью 5 млн тонн грузов в год, который не загружен и наполовину.
Более того, условным экономическим гвоздем в строительство моста, как это ни странно, являются слова того же Чекункова о том, что транспортный коридор между КНДР и Россией «сегодня практически не функционирует, мы несем убытки». Как возведение нового моста поможет наладить товарооборот, если старый пока невозможно загрузить?
Если рассматривать внутренний престиж, здесь также много вопросов. Поддержат ли жители приграничных районов столь амбициозную (хотя и не самую дорогую) идею? В том же 2018-м, когда тема активно обсуждалась, многие граждане обращали внимание на аварийное состояние мостов в Приморском крае и призывали решить внутренние проблемы, прежде чем реализовывать не столь очевидный проект.
Тем более сегодня, когда бюджет испытывает колоссальные потрясения и финансирование дорожной отрасли находится в лидерах по урезанию выделенных средств, актуализация проекта вызывает еще больше вопросов.
Статья подготовлена для канала "Строительный мир" Константином Калиновым, основателем Raddy - аренда транспорта