Родившийся в Сиднее и приехавший в Сирию в возрасте 11 лет Юссеф Захаб умер в курдской тюрьме, предназначенной для семей джихадистов. Об этом случае рассказал панарабский сайт «Аль-Джазира». Его смерть выдвигает на первый план вопрос об условиях содержания жен и детей джихадистов в Сирии и, прежде всего, о репатриации западными странами их граждан.
Смерть «ошибочно задержанного» австралийского подростка в курдской тюрьме в Сирии в очередной раз пролила свет на плачевные условия содержания десятков тысяч детей и жен джихадистов (многие из которых иностранцы), приехавших воевать в Сирию. Их государства не желают репатриировать женщин и детей.
После территориального разгрома группировки «Исламское государство» (ИГ) (Террористическая организация, запрещенная в РФ) в марте 2019 года и распада его «халифата» тысячи родственников боевиков были эвакуированы из последнего оплота джихадистов, а затем задержаны курдскими силами на северо-востоке Сирии.
Родившемуся в Сиднее и привезенному в Сирию в возрасте 11 лет старшими членами своей семьи, Юссефу Захабу «было всего 14 лет, когда его разлучили с матерью и заключили в тюрьму для взрослых мужчин вместе с сотнями других сирийских и иностранных мальчиков», – рассказывается на сайте «Аль-Джазиры».
Сообщается, что в январе 2021 года Юссеф был ранен в ходе ожесточенных столкновений между джихадистами и курдскими ополченцами вокруг тюрьмы «Гвайран» в городе Эль-Хасака, в результате которых погибло более 200 человек, а исламисты использовали несовершеннолетних заключенных в качестве живого щита.
«Я очень боюсь…»
Как рассказывает «Аль-Джазира», мальчик отправил в одну из неправительственных организаций серию аудиозаписей с просьбами о помощи, сообщая, что в тюрьме отсутствует медицинская помощь, не хватает еды и воды. Одна из этих аудиозаписей была опубликована: «Я ранен в голову и в руку (…). Я потерял много крови (…). Здесь нет врачей, нет никого, кто мог бы мне помочь. Я очень боюсь. Мне нужна помощь. Пожалуйста (…). Моих друзей убили на моих глазах, одному было 14 лет, другому – 15 (...). Здесь много трупов и раненых».
Эпизод со смертью несовершеннолетнего вновь поднимает вопрос об условиях содержания в тюрьмах на северо-востоке Сирии, где в ужасных условиях содержатся тысячи заключенных, в том числе 12 000 иностранцев, большинство из которых находятся в заключении без всякого судебного решения.
Курды постоянно требуют от властей стран их гражданства репатриации, но государства, особенно европейские, делают это неохотно.
Начиная с 2011 года больше всего иностранных боевиков, отправившихся воевать в Сирию, прибыло из Бельгии и Франции.
Бельгия репатриировала почти всех детей и жен «своих» джихадистов. 21 июня бельгийский военный самолет вывез еще 16 детей и 6 матерей, находившихся до этого в лагере на северо-востоке Сирии под контролем курдов. В начале июля Франция репатриировала 51 человека (35 несовершеннолетних и 16 матерей). Власти Франции в то же время заявили, что они не намерены добиваться репатриации уехавших воевать и попавших в плен джихадистов. В импровизированных курдских тюрьмах остается еще большое количество несовершеннолетних и их матерей, являющихся гражданами западных стран.
Александр ПАРХОМЕНКО (по материалам зарубежных СМИ)