В наше время никого не удивишь самосвальными полуприцепами на строительных площадках. Это довольно удобное решение придуманное много лет назад, позволяющее без осложнений перевезти породу в городских условиях. А что же было в Советском Союзе? С его масштабами строительства и освоения новых земель такие машины должны были пользоваться большим спросом. Или хватало обычных самосвалов?
В середине 50-х хватало, однако с развитием автомагистралей и асфальтирования дорог появилась потребность в машинах с хорошей грузоподъёмностью, но в тоже время небольшим давлением на дорожное полотно. Идеальным вариантом был седельный тягач с полуприцепом-самосвалом, вес которого распределялся на большое количество осей, снижающее удельное давление на грунт, а также его хорошая манёвренность и габариты. К тому же в условиях стройки такая машина могла заменить собой сразу 2 или 3 грузовика, оставаясь при этом автономной при разгрузке.
Вопрос о создании подобных машин поднимали уже к концу 60-х годов, когда без них уже было не обойтись. К тому моменту появилась информация о строительстве нового автомобильного завода КамАЗ и его модельном ряду. И именно на основе седельного тягача КамАЗ-5410 было решено разработать самосвальный автопоезд.
Новая машина получила индекс КамАЗ-54101. В пару серийному КамАЗу дали полуприцеп с самосвальной платформой ГКБ-9575, который был разработан в Балашове на заводе автотракторных прицепов. Грузоподъёмность автопоезда составляла 13.5 тонн, что на 1.5 тонны превосходило возможности самого крупного в те годы самосвала КрАЗ-256Б. Но трёхосный КрАЗ при полной загрузке попросту разрушал дорожное полотно, чем сильно не устраивал руководство страны.
Первый опытный образец КамАЗ-54101 собрали к концу 1972 года и в отличие от серийной версии его тягач получил облегчённую кабину без спального отсека. На коробку отбора мощности смонтировали насос, который приводил в движение всю гидравлику полуприцепа. После 1.5 лет испытаний и доводочных работ, уже 3 автопоезда прошли межведомственные испытания где была признана приемлемой.
Серийному производству машины мешал один важный аспект. КамАЗ-54101 обладал большой склонностью к опрокидыванию при разгрузке на неровной поверхности. Каждый раз выравнивать площадку, разумеется, никто бы не стал, поэтому от проекта было решено отказаться и отправить конструкцию на доработки.