Найти тему

Рассказываем, как работает магия франшизы в жизни и в кино 🪄✨

Оглавление

Наша жизнь насыщена франчайзингом: утром мы выходим из дома в одежде из магазина, открытого по франшизе известного бренда, пьем кофе во франчайзинговой точке, садимся в такси, которое в большинстве случаев работает по такому же принципу, и говорим «Поехали!» 💫

Но большинство даже не подозревает об этом, поэтому бизнес по франшизе кажется чем-то странным и непонятным. Наверное, здесь явно не обошлось без магии невидимости? Как в серии фильмов о Гарри Поттере, которые (да-да!) тоже сняты по франшизе. Интересно? Давайте разбираться.

С Гарри Поттера и начнем. Одна из самых популярных кинофраншиз в истории началась с серии книг о маленьком волшебнике. Его создательница — Джоан Роулинг — передала право на экранизацию компании Warner Bros. В итоге 7 книг трансформировались в 8 суперуспешных фильмов с многомиллионной фанбазой по всему миру.

Эта же магическая схема работает и в бизнесе: например, владелец сервиса заказа такси «Поехали» передает права на использование бренда и наработок франчайзи, тот зарабатывает, «Поехали» становится популярнее, все в плюсе!
Еще один яркий пример перехода цикла романов в киноэпопею — «Игра Престолов» Джорджа Мартина. Сериал растянулся на 8 сезонов и 73 эпизода и стал одним из самых кассовых телешоу в истории.
Еще один яркий пример перехода цикла романов в киноэпопею — «Игра Престолов» Джорджа Мартина. Сериал растянулся на 8 сезонов и 73 эпизода и стал одним из самых кассовых телешоу в истории.

Магия медиафраншизы действует в самых разных направлениях. По книгам не только снимают кино. Иногда литературное произведение превращается в культовую компьютерную игру: «Ведьмак» с многомиллионной толпой фанов — лучшее тому подтверждение. А бывает, что зомбишутер превращается в икону жанра в киномире. Так случилось с «Обителью зла»: первая часть так сильно зашла зрителям, что впоследствии свет увидели еще 5 фильмов зомбиапокалиптической франшизы.

Из успешных медиафраншиз всегда выжимается коммерческий максимум. По мотивам таких кинофраншиз-блокбастеров как «Терминатор» и «Звездные войны» написаны книги, созданы компьютерные игры, а в случае с последней история продолжается в виде теле- и мультсериалов. Что неудивительно: вселенная «Звездных войн» — вся Вселенная! И так же как расширяется киновселенная, расширяется и франшиза. Многие франчайзи масштабируют бизнес по мере роста на несколько городов.

Итак, настал кульминационный момент нашего сеанса франчайзинговой магии с ее последующим разоблачением! Как в медиа, так и в бизнесе франчайзер — будь то писатель, кинокомпания или предприниматель — продает право на использование своего бренда, продукта. Только в медиафранчайзинге покупается право создавать свой продукт в той же вселенной или с теми же персонажами, а в бизнесе — вести свое дело в рамках и по правилам купленной франшизы.

Простой пример.
Покупаете франшизу сервиса заказа «Поехали». Платите паушальный взнос —- приобретаете право вести бизнес под брендом нашей компании, использовать все необходимые наработки: обучение, рекламные материалы и программный комплекс.
Говорите магическое заклинание «Поехали!» и дело в шляпе!

А если серьезно, магия франчайзинга — что в кино, что в бизнесе — не сработает, если к готовому бренду помимо денег не приложить ум, труд и частичку души 💖