В Мариуполь мы приехали рано утром на такси. Весь путь от границы до города - приблизительно 40 километров - таксист рассказывал нам интересные истории, затрагивающие судьбу дороги, по которой мы ехали.
- Слева и справа, вдоль обочин, поля видите? До сих пор заминированы и ходить там опасно. На разминирование уйдет очень много времени. А вот, слева - село, много раз переходило из рук в руки. Люди в нем не живут с 2014 года.
- А вот это место видите? Вон, блиндажи и остатки позиций. Здесь, была граница, разделяющая подконтрольную украинскую территорию от границы ДНР. - Никого не пускали и не выпускали. Сейчас, все спокойно и можно проехать.
Водитель рассказывал многие вещи спокойно, и было заметно, что насмотрелся всего он вдоволь и уже привык работать в таких условиях, развозя людей, которые постепенно возвращаются к себе на родину.
- В Мариуполь первый раз едете? Домой возвращаетесь?
- Нет, едем посмотреть несколько адресов родственников знакомых, целы их дома и квартиры или нет".
- А район какой?
- Черемушки, Морской Бульвар.
- Насчет Бульвара не знаю, а вот в Черемушках живого места нет.
Тишина. Водитель маневренно объезжает разбитые снарядами участки дороги. Объехав воронки и выехав на ровную гладь, произнес:
- Дороги вовсю ремонтируют! Вон, сколько техники нагнали.
Начинают проглядываться очертания полуразрушенных и полностью уничтоженных жилых построек. Вводящее в ужас зрелище на фоне ясного неба, цветущих деревьев и теплого солнечного света.
Ком в горле, тишина. Молча продолжаем движение.
- Сейчас будет блокпост, его фотографировать запрещено.
- Мы знаем.
- Ваши документы.
Достаем паспорта, показываем.
- Проезжайте.
На въезде в город что-то дымится.
- Это что? Очередной прилет?
- Прилетов уже давно нет, город приходит в себя после боевых действий. Можете не переживать.
Машина останавливается, мы выходим и оказываемся на совершенно пустой улице в окружении разрушенных жилых домов.
Порывами теплого южного ветра, со стороны домов, доносится запах гари.
Что чувствуешь, когда впервые оказываешься в послевоенном городе?
Накрывает тоска. Непередаваемая грусть и сострадание людям, которым удалось пережить эти непростые времена. Молчишь. Смотришь по сторонам, ужасаешься увиденным. Полностью пропадает аппетит, не хочется пить. Сознание погружается в глубокий траур, в голове нет никаких мыслей, кроме одной - неужели то, что сейчас вижу, это действительно реальность? Это необычное чувство запомнилось мне навсегда, оставив некое "послевкусие", которое не описать никакими словами и фотографиями.
Остановка общественного транспорта. Транспорт в городе ходит. Частично возобновили сообщения, запустив новенькие автобусы, привезенные из Санкт-Петербурга. Но по городу мы решили пройтись пешком.
На часах - половина 9-го утра. Связи и интернета у нас нет. Выдвигаемся на оживленные улицы, чтобы приобрести сим-карту и будто бы попадаем в параллельную реальность.
Зеленые улицы, ходят люди, ездят легковые автомобили и общественный транспорт. Ухоженные дома, более-менее уцелевшие, за исключением разбитых окон в некоторых квартирах. Главные улицы города расчистили и продолжают расчищать от завалов и обломков остальные. В нескольких местах мы видели, как работники коммунальных служб занимаются уборкой и восстановлением. Город постепенно возрождается из развалин и облагораживается.
Каким-то чудом случайно набрели на точку, где продают сим-карты. Приобрели, теперь у нас появился интернет и сотовая связь. Отзвонились близким, чтобы не переживали.
- Да, у нас все хорошо, только вот приехали, не переживайте.
- Все спокойно?
- Да, люди ходят. Местами разруха, но все потихоньку восстанавливают.
Почти полностью уничтоженный жилой дом. Справа - целые окна, и слышны людские разговоры, которые перебивает непонятный гул. Подходим ближе, и оказывается, что это тарахтит бензиновый генератор. Много где все еще нет электричества, а генератор в такие моменты выручает. Можно, например, подключить электрическую плиту и лампу, чтобы в темное время суток не сидеть в темноте. Звуки тарахтящих генераторов мы слышали в разных районах города.
К видам быстро привыкаешь, но чувство тревоги не перестает покидать. Особенно, когда видишь воронки от взрывов и застрявшие в асфальте снаряды от минометов. Эту воронку залатали. В оживленной части города почти все места "прилетов" забетонировали. В левобережном районе, ближе к комбинату "Азовсталь", до сих пор можно найти остатки от боеприпасов и выбоины на асфальте.
Слева - пострадавшая от пожаров жилая "девятина". Справа - какой-то разрушенный магазин.
Мирным жителям в "жаркий период" боев в городе не давали выйти украинские националисты. Про это нам рассказывали сами жители, оставшиеся в городе, которым чудом удалось спастись. Пусть нам удалось пообщаться мало с кем, но местные были очень приветливы и делились с нами своими историями, от которых становилось дурно.
Ком в горле, жуть. Идем дальше.
Крупные продуктовые супермаркеты по всему городу были "разграблены местными". Но можно это назвать ограблением и осуждать за это людей? Конечно же, нет. Что-то нужно было есть и пить. Как-то выживать.
В настоящий момент в городе уже во всю работает рынок, магазины и даже некоторые кафе.
Почти всю уничтоженную военную технику с дорог убрали. Осталась только гражданская, разбитая и сгоревшая. Почти в каждом дворе, который подвергался разрушению, можно обнаружить горелые кузовщины легковых авто.
Заходим в детский Парк "Веселка". С виду - нетронут.
Но это только с виду. Дойдя до ближайшей лавочки, чтобы присесть и немного передохнуть, мы увидели следы обстрелов.
Чем ближе подходишь к левобережному району, тем пустее становятся улицы. Все больше разрушенных домов и воронок от взрывов. Мимо нас проносится военный "Камаз". Из-за угла дома нам навстречу выходят военные. Вооружены, проходят мимо нас, нам ни слова не говорят.
Переходим дорогу и идем в сторону пешеходной улицы. Аккуратно сложенные в кучу ветки от деревьев, приготовленные к вывозу. Разрушенную улицу постепенно приводят в порядок городские коммунальные службы. Из дома напротив вновь послышался рев бензинового генератора, а мы снова натыкаемся на воронку от взрыва.
На многих лавочках неоднократно наблюдали вещи. Скорее всего, люди выносят и оставляют их на видном месте для нуждающихся.
На часах - 12 часов дня. Мы отправляемся в Левобережный район. Подробности мы расскажем в следующих публикациях.
Про сотовую связь и про особенности местного оператора, про такси и цены на него - тоже расскажем. А самое главное - поделимся опытом пересечения границы и что нам для этого потребовалось.
Спасибо за внимание!
Все наши материалы из поездки в ДНР вы можете посмотреть в подборке: