Новый Свет рядом с городом Судак на территории полуострова Крым я посетил уже 3 раза. Это небольшой тупиковый городок практически исключительно туристического направления. Там нет никаких производств и крупных предприятий (кроме завода шампанских вин, разумеется), и даже все коммуникации идут из Судака. Вдоль узкого серпантина, по которому движение тяжелых грузовиков запрещено, тянутся и водопроводы, и силовые кабели, и Интернет.
Весь поселок может поместиться в квадрат 1 километр на 1 километр с большим запасом. Даже на Википедии официальная площадь поселка указана как 1,0087 км². От самых дальних домов до пляжа идти не больше 700 метров по прямой. При этом официальная плотность населения 1237 человек на квадратный километр! У меня не получилось найти в открытых источниках информацию о том, насколько увеличивается население Нового Света в пик туристического сезона, но, судя по обстановке в поселке, летом здесь сдается абсолютно каждый уголок. Друзья, если у кого-то есть доступ к официальной статистике, поделитесь этой информацией в комментариях. Даже интересно, сколько туристов посещает Новый Свет за сезон...
Транспортная доступность поселка Новый Свет, пожалуй, самая печальная на всем полуострове. Во всяком случае, я не знаю, где еще есть такие же тупиковые поселки в Крыму. Добраться до Нового Света можно только по серпантину из Судака, в котором уже второй год не могут завершить ремонт центральных улиц. В итоге транзит через Судак автоматически увеличивает время в пути на 30 минут в каждую сторону. Добраться досюда пешком нереально: можно, конечно, идти по серпантину из Судака, но дорога и для машин узкая, а пешеходам на ней и подавно нет места. Яндекс.Карты рисуют еще два пешеходных маршрута по горам: один из Судака, второй из Веселого. Но идти придется минимум полтора часа, что делает этот маршрут вариантом только для энтузиастов.
Получается, что в поселок можно добраться только автотранспортом. И с этим связана самая большая беда Нового Света... Поселок совершенно не рассчитан на такое количество машин! А если учесть, что многие машины приезжают в поселок полупустыми, получается, что улицы заполняются «железными конями» очень быстро: вроде как и людей не так много на улицах, но машину поставить уже некуда! Я, например, был в Новом Свете 3 раза: 1 раз приезжал на своем не самом маленьком «Кодиаке» один, без пассажиров, и 2 раза вдвоем. Каждый раз я еле находил место для парковки. Один раз мне даже приходилось вылезать через пассажирское сиденье, так как водительской стороной пришлось почти вплотную прижиматься к подпорной стенке.
Конечно, князь Лев Голицын даже не представлял себе, насколько популярными станут его бывшие земли. А местные власти проявили типичную аморфность и недальновидность, не подумав о том, что поток туристов на полуостров будет только увеличиваться, и нужно как-то защитить и природу, и местных жителей, и при этом создать условия для развития туризма и комфортной среды для всех. Что же можно было сделать? Неужели в городе до сих пор нет ни одной парковки?
Парковки есть, но даже их катастрофически не хватает. Первая платная парковка ждет гостей на самом въезде в Новый Свет — https://yandex.ru/maps/-/CCURYLVLlA. Чуть дальше будет еще одна немаленькая парковка у завода шампанских вин — https://yandex.ru/maps/-/CCURYLb9DB. Есть и менее крупные парковки. За определенную мзду можно запарковаться и у частников, но это все крайне неудобно. Ездить по тесным улочкам трудно, постоянно возникают заторы при наличии встречного трафика, развернуться тяжело даже на маленькой машинке. В итоге посещение Нового Света для автомобилиста превращается в маленький ад.
Но как решить эту проблему? Ведь все усугубляется еще и горным рельефом местности, и заповедными зонами повсюду вокруг Нового Света — новые парковки даже если и могли появиться где-то на склонах гор, то создавать их было бы очень дорого, а то и нереально из-за жестких границ особо охраняемых природных территорий.
Давайте поразмышляем, как решать эту проблему?
Вариант 1: «с минимальными затратами». Властям стоит провести реестр всех парковочных мест в поселке и организовать контрольно-пропускной пункт на въезде на серпантин в Судаке (благо Новый Свет и относится территориально к Судаку). Лицам с пропиской в Новом Свете дать определенный приоритет, чтобы у них не было проблем с проездом к месту проживания (хотя вполне вероятно, что мест не хватит даже самим местным с пропиской), выделить какие-то парковочные места только для местных (цветовая маркировка на асфальте, например). Все остальные места пересчитать и учитывать, сколько мест свободно, чтобы пропускать машины с туристами в поселок. Такие системы работают уже в Петербурге и Москве на улицах с платной парковкой. Местные получают разрешения на бесплатную парковку, «чужие» платят за парковку, а на табло перед кварталами часто указывают, сколько свободных мест еще есть на той или иной улице. Чтобы не создавать заторов в самом Новом Свете, как только свободные места закончились, новые транспортные средства на серпантин не пропускать, пока кто-то не выедет.
Вариант 2: «кардинальный». Пускать через КПП только лиц с пропиской в Новом Свете. Для всех остальных организовать в Судаке несколько больших перехватывающих парковок и курсирование маршруток от парковок в Новый Свет с четко утвержденным интервалом движения, чтобы не зависеть от заполняемости автобусов. Можно интервал корректировать с учетом сезона, но главное, чтобы водители не ждали, пока не будет «полна коробочка». Турист должен понимать, что, например, каждые 10 минут отходит новая маршрутка — ждать долго не придется.
Вариант 3: «карпулинг». Своего рода компромисс между вариантами 1 и 2. Запретить проезд в Новый Свет для «чужих», если в машине, например, меньше 3 человек. Такой вариант позволит обеспечить и приток туристов, и ограничить проезд лишних машин в маленький поселок. Что-то подобное есть в США, где существуют полосы карпулинга, на которые можно заезжать, только если в машине определенное количество человек (например, от двух или трех, точно я уже не помню).
А какие варианты могли бы предложить вы? Как решать проблему в подобных ситуациях? В целом, с увеличением числа личных автомобилей проблема будет стоять все более остро не только в курортных городах. Понятно, что лучше всего строить новые города с учетом потенциального прироста автомобилей, но кто знает, что будет через 10 лет? Может быть, мы все пересядем на общественный транспорт и огромные парковки потом будут не нужны... Но с новыми городами еще ладно, а со старыми как быть? Не снесешь же половину поселка, чтобы на этом месте построить паркинг?! Давайте порассуждаем в комментариях, как быть дальше!