Отдых в Хакасии. Июль 2022. Озера Шира, Тус, Киприно

Почти каждое лето мы выделяем неделю свободного времени для поездки в Хакасию. Республика Хакасия граничит с Красноярским краем, дорога на машине занимает примерно 5 часов. В прежние годы мы ездили на автобусе, а в этом году поехали на машине. Конечно же, это намного удобнее. На экскурсии можно самостоятельно поехать в любой момент, а не ждать, пока группа наберется, и это не на такси ехать, как мы на Беле ездили.

Целью нашего путешествия было озеро Шира и поселок Жемчужный, который расположен на берегу озера. В Жемчужном мы еще в июне забронировали квартиру.

Во время поездки мы любовались природой. За окном машины мелькали красивейшие пейзажи, особенно красиво выглядели желтые рапсовые поля - просто сияние желтого цвета.

Цветущие рапсовые поля

Приехали в Жемчужный мы в середине дня, заселились в квартиру.

Вид из окна нашей квартиры на озеро.

Вид из окна

Заселившись, мы быстренько приготовили обед, пообедали и пошли на озеро.

Первое погружение

Надо сказать, погода нас в этом году не побаловала, жары не было вообще, температура воздуха была чуть за двадцать градусов тепла, пару дней было около 24 - 25 градусов тепла. Конечно же, и вода была прохладная.

Но, несмотря на все эти неблагоприятные обстоятельства, отдохнули мы прекрасно. В прошлые годы мы останавливались на турбазе в домиках, а в этом году сняли двушку благоустроенную на пять человек. И это был один из плюсов отдыха. В домике в такую погоду спать было бы прохладно, да и другие удобства были не лишними.

Отдых мы предпочитаем активный и потому в пасмурную погоду мы ездили на экскурсию и на другие озера, их в Хакасии множество. В прежние приезды мы ездили на экскурсию на Туимский кромлех и Солдатскую горку, вот с этой горы видно 9 озер, расположенных недалеко от озера Шира.

В поселке Жемчужном все, как в любом курортном местечке.

Там находится один из крупных и старейших курортов Сибири, курорт "Озеро Шира". Ему в 2022 году исполнилось 125 лет. В озере Шира минеральная вода и лечебная иловая грязь.

Вход на территорию курорта "Озеро Шира"

А вот озеро Шира вечером, солнце садится за горизонт и противоположный берег озера окрашен в нежно - розовый цвет

Озеро Шира. Закат.

В Жемчужном есть рынок, он выглядит так, как любой рынок в небольшом курортном местечке. Много различных торговых палаток, там есть ряды с едой, ряды с разными курортными товарами и очень много палаток с сувенирами и изделиями из полудрагоценных камней.

Рынок в Жемчужном. Совсем небольшая часть, где расположены овощные ряды

На рынке много местечек с готовой восточной едой, шашлычек и уличных кафешек.

Меня заинтересовал оригинальный паровоз - мангал. Я у шашлычника спросила разрешения сфотографировать его паровоз. Он мне разрешил после того, как я обещала разместить его фото и написать, что он - повар Алишер и у него самый вкусный шашлык.
Вот я его просьбу выполнила, хотя шашлык у него не пробовала.

Правда же, интересный паровозик.

Мангал - паровоз

На рынке в Жемчужном много палаток с предложением экскурсий по окрестностям и достопримечательностям Хакасии.

В прошлые свои приезды мы экскурсии покупали и ездили на автобусах, а в этом году мы приехали на машине и ездили своим ходом.

А вообще там много интересных предложений. В прошлый приезд мы побывали на экскурсии на Туимский провал, я подробно написала об этом на сайте, можно зайти и почитать. В этом году мы тоже туда заехали и обнаружили некоторые изменения, а именно: смотровые площадки и лестницу на дно провала к озеру. За отдельную плату туда можно спуститься. А любители экстрима могут прыгнуть с тарзанки. Высота там до поверхности воды около 80 метров.

Вот так выглядит провал с первой смотровой площадки.

Туимский провал
Туимский провал. Техногенный провал в горе, образовавшийся после взрыва горы, постепенно заполнился водой. Диаметр 200м, глубина 40 метров, высота до поверхности воды около 80 метров. Вода имеет темно зеленый цвет.

А это мы перешли на противоположную сторону. На самой высокой точке горы есть площадка, оттуда прыгают на тарзанке. Вот сейчас там как раз готовятся к очередному прыжку. Прыгала девушка.

Самая высокая точка горы

А это стеклянная смотровая площадка. Находится она над самым Туимским провалом. Жутковато.

Стеклянная смотровая площадка

Более подробно о том, как мы ездили на экскурсию в прошлый приезд можно посмотреть на моем сайте:

Экскурсия на Туимский провал. Туимский кромлех и Солдатскую горку

Кроме того, на сайте есть описание прошлогодних наших поездок в Хакасию, на озеро Шира и на озеро Беле

Озеро Шира. В один из вечеров вот так выглядели сопки на противоположном берегу, впечатление, что они бархатные или как песчаные барханы. Очень красиво.

В Хакасии много озер, о каждом из них можно рассказать много интересного. Мы, кроме озера Шира, ездили в этом году на озеро Тус и на озеро Киприно. Два совершенно разных озера расположены примерно в 70 км от Жемчужного.

Тус - соленое озеро с водой очень высокой минерализации. Содержание соли в воде в настоящее время 155 г/л. Концентрация соли меняется в зависимости от количества дождей. С восемнадцатого века из озера добывали соль. В озере Тус можно просто лежать на воде и не делать никаких усилий, вода выталкивает вас из воды. Вот такое это озеро. И грязь там лечебная.

Озеро Тус - озеро с очень соленой водой, можно просто лежать на спине и не шевелиться, Вода прекрасно держит тело.

После озера Тус мы поехали на другое озеро, озеро Киприно

Киприно - озеро, которое расположено в нескольких километрах от озера Тус. Вода в озере Киприно с небольшой минерализацией, почти пресная.

Озеро Киприно. Прозрачное озеро с пресной водой
Среди местных жителей существует поверье: в озере Тус вода мертвая, а в озере Киприно вода живая. Сначала нужно окунуться в озеро Тус, в мертвую воду, оставить там все болячки, а потом в Киприно, в живую воду и как будто заново родиться.

Вот мы так и сделали, сначала окунулись в Тус, а затем в Киприно

А вообще, кроме экскурсий и поездок на другие озера, мы просто отдыхали на берегу озера Шира. Наш дом, где мы снимали квартиру, был расположен метрах в 500 от берега озера и поэтому мы каждый вечер устраивали на берегу посиделки с вкусным ужином, чередовали шашлыки из мяса или курицы, готовили форель с овощами и грибами. Мангала у нас не было, сделали очаг из кирпичей, готовили на решетках. Не важно, что немного примитивно, на вкус это не повлияло.

Форель на импровизированном мангале

Форель почти готова.

Было очень вкусно, остались только косточки.

Каждый вечер у нас проходил весело и особенно, рядом располагался целый палаточный лагерь с разными людьми. Одни машины приезжали, ставили палатки, отдыхали несколько дней, потом уезжали. Приезжали другие люди и так все лето. Вокруг озера и в поселке Жемчужный много турбаз с домиками. Мы в прошлые приезды жили на турбазах, в домиках. Тоже нормально, особенно если на улице тепло.

Хотя в этом году погода была не очень хорошая, иной раз и дождик накрапывал, но мы провели время отлично. Музыка и салют (почти каждый вечер) были обеспечены.

Небольшая часть палаточного лагеря

У нас была своя теплая компания и нам было интересно и весело.

Надеюсь, в будущем году удастся съездить в Хакасию еще раз. Еще много интересного можно посмотреть и посетить.

Например: Комплексный памятник природы "Сундуки". Это пять отдельно стоящих гор - останцев, высота их до 200 метров. Это очень интересная экскурсия. На некоторых горах находятся наскальные рисунки, которым более двух тысяч лет.

Конечно же, я написала малую часть того, что можно было бы написать, впечатлений было очень много.

На моем сайте есть статьи о наших прошлых поездках в Хакасию

Спасибо, что дочитали до конца, если было интересно, ставьте лайк, подписывайтесь на мой канал, заходите на мой сайт

#путешествия #хакасия #шира #озеро шира #туимский провал #экскурсии в шира #озеро тус