Актеры, сыгравшие положительных героев, сами становятся героями. Их любят, узнают на улицах, заваливают письмами с признаниями в почитании и любви.
А что с теми, кто воплотился в отрицательных персонажей?
Ведь нередко публика черты характера киногероя переносит (проецирует) на того, кто их сыграл.
Так, я однажды столкнулась с забавным примером. Одна почитательница КВН призналась, что очень не любит актрису из команды «Мегаполис» Наталью Андреевну. Когда те, кому актриса как раз нравится, стали дознаваться, в чем причина такой нелюбви, эта почитательница КВН сказала: мол, уж очень неприятный у героини характер.
Но ведь это надо уметь сыграть так, чтобы зрители почувствовали неприязнь к персонажу! Бесталанный актер не сможет передать негативные черты, а потому оставит публику в равнодушии. И, наоборот, талант скреативит такой образ, что зрители будут критиковать, плеваться… то бишь… отдавать дань таланту!
Вот такой парадокс.
А не обидно ли самим актерам играть роли, за которые публика – или какая-то ее часть – будет их ругать? И, может быть, кому-то даже стыдно воплощаться в наиболее отъявленных отрицательных героев?
Да, некоторым бывает обидно.
Так, Олег Басилашвили часто в советских комедиях Эльдара Рязанова играл «плохих парней», и его самого таким и воспринимали: беспринципным, нечестным…
Поэтому актер обижался на режиссера за то, что тот от фильма к фильму предлагал ему именно такие роли. Например, в комедии Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово» у героя Басилашвили фамилия Мерзляев в итоге вообще «потеряла» буковку «л», прямо и откровенно характеризуя этого действительного тайного советника.
А Вадима Спиридонова публика прочно связывала с его отрицательной ролью кулака, полицая Федора Макашина в картинах «Любовь земная» и «Судьба». Настолько тонко и честно он воплотился в этот образ, что его стали и самого воспринимать жестким человеком.
Доходило до того, что прямо на улице к Вадиму Семеновичу подходили какие-то люди и кричали ему: «Иуда!», а то и начинали… драться с ним. Оправдывали они это тем, что хотели отплатить плохому человеку.
Тут можно, пожалуй, перефразировать Илью Ильфа и Евгения Петрова: зрители вкладывали в свои удары вековую нелюбовь простого народа к притеснителям.
Еще больше досталось современному актеру Алексею Полуяну после сыгранной им роли капитана Журова в картине «Груз 200». Его одержимый (по сюжету) милиционер настолько потряс зрителей, что актера неоднократно ловили в подворотнях для разборок.
Бывает и такая занятная обратная сторона славы. К актерам, игравшим на экране любителей градусных напитков, на улице или в общественных заведениях могут подходить поклонники, предлагая выпить вместе. Так бывало, например, с Бориславом Брондуковым и Георгием Бурковым: в то время как «передовая часть» общества воспринимала их негативно, любители «излишеств нехороших» считали их «своими парнями».
Из иностранных актеров можно вспомнить Энтони Хопкинса. Его участие в «Молчании ягнят» не особо велико, но значимо. И, принимая от режиссера согласие воплотиться в Гaннибaла Лектeра, он отдавал себе отчет в том, что может навлечь на себя негатив зрителей… что в итоге и произошло.
Правда, словно бы в знак моральной компенсации судьба наградила его «Оскаром» за роль в этом фильме.
А вот Леонардо Ди Каприо до такой степени не хотел утрачивать свое реноме «хорошего парня» из «Титаника» и навлекать плохое отношение публики, что не стал участвовать в American Psycho.
Впрочем, ходят слухи, что в дело вмешались соображения бюджета, в картину просто решили взять не столь высокооплачиваемого актера, как Ди Каприо.
Более того, известен такой, казалось бы, странный эффект: частенько зрители не только не относятся отрицательно к злодеям с экранов, но влюбляются в них.
В Штатах ученые Северо-Западного университета вывели, что публика переживает за отрицательных персонажей, однако только вымышленных и в художественных фильмах. На реальных личностей этот эффект не переносится (допустим, если политик воспринимается как «плохой парень», то публика будет испытывать к нему гораздо меньше симпатии, чем к политику в формате «свой парень»).
И всё – за счет того, что зрители, порой чувствуя родство даже с какими-нибудь Джокером и Дартом Вейдером, по словам исследователей, «чувствуют себя защищенными фантазийностью картины».
А современный российский актер Андрей Смоляков в интервью «АиФ» признался, что дифференцирует отрицательные роли:
- интересно сыграть «абсолютное зло», потому что при этом получаешь «больший простор для актерских проявлений», чем в случае с положительными героями;
- не хочется играть патологии.
О еще одном конкретном примере читайте мою статью «Не стыдно ли было Борису Клюеву сниматься в "Ворониных" после его участия в лучших советских кино». И еще смотрите любопытную Дзен-подборку «Кино-портреты» (с забавными и курьезными, но острыми и точными психологическими портретами героев кино и книг, а также реальных звезд).
#кино #культура #знаменитости #общество #психология #интересные факты