В первую очередь хочется отметить, что наркомания – это не только педагогическая проблема, но и медицинская. Это типовая форма психосоматической патологии, вызываемая средствами, включёнными в официальный перечень наркотических препаратов. Если ваш ребёнок уже в употреблении — ему необходима квалифицированная медицинская помощь, а не наказания и нравоучения. Последним вы если и добьётесь результата, то только отрицательного.
Почему ребята 11–17 лет – психологически сложная группа? Пубертатный период является одним из критических переходов в жизни человека, и это абсолютно нормально. Во время выраженных психофизиологических и психологических изменений человека «штормит», он экспериментирует в различных сферах жизни, и порой кажется, что совершенно не считается с вашим мнением. Без этого этапа невозможно полноценное формирование зрелой, самостоятельной личности, и если подросток совершенно не конфликтует, то как раз таки это не является нормой.
Сегодня наркомания у многих является частью жизни – употребление психоактивных веществ распространено в разных сферах, особенно в клубной и творческой. Не менее редко встречается в неблагополучных, бедных, криминальных районах, где большинство детей предоставлены сами себе. Где бы подросток ни подцепил эту «заразу», по-прежнему основным источником проблемы становится пресловутая плохая компания: все пробуют, и он попробует. За этим стоят более глубинные причины – страх быть белой вороной, желание самоутвердиться, заявить о своём протесте, стремление не сталкиваться с окружающей реальностью… Если ваш ребёнок хочет сбежать в мир грёз, да ещё и таким способом, то вам пора задать себе немало вопросов – начиная с того, что происходит в вашей семье, заканчивая тем, каковы ваши вторичные выгоды в болезненном состоянии близкого, как бы страшно это ни прозвучало. Впрочем, это тема для другого материала.
Факторы риска
Кратко пройдёмся по основным факторам риска подростковой наркомании:
- Социальные. Нестабильные периоды развития личности и общества, острый или хронический эмоциональный стресс. Окружающая социальная среда. Желание выделиться среди ребят, или, напротив, не выделяться, если в компании употребление является нормой. Желание повысить свой социальный статус в компании. Педагогическая запущенность. Недостаточный контроль со стороны родителей. Дисфункциональная семья.
- Биологические. Отягощённая наследственность по психическим заболеваниям. Генетически обусловленные особенности обмена нейромедиаторов – в головном мозге относительно быстро возникают и закрепляются нейронные связи, отвечающие за привыкание к веществу и формирование устойчивой зависимости. Особенно подвержена развитию наркомании категория лиц с различными акцентуациями характера.
- Психологические. Слабый тип высшей нервной деятельности, низкая адаптивность.
Существует интересная закономерность. Дети, употребляющие наркотики периодически, не демонстрирующие признаков выраженной зависимости, подвергаются наркомании из-за социальных факторов. Если же речь о тяжёлой наркотической зависимости, то помимо социальных присутствуют психологические и биологические предпосылки. О психологических предпосылках мы поговорим более подробно. Общая характеристика детской и подростковой наркомании – стремительное развитие психопатологических нарушений, а также грубые личностные изменения, которые препятствуют адаптации к счастливой взрослой жизни, не говоря уже о негативном влиянии на формирующиеся органы и системы организма.
Психологический портрет подростка, склонного к употреблению наркотиков
К формированию зависимости особенно склонны определённые типы личности – аструктурная, личность внешнего контроля, социально-негативно-ориентированная, алкогольно-наркотическая и, конечно, асоциальная. Каков же общий психологический портрет подростка, который особенно подвержен тому, чтобы ступить на скользкую дорожку употребления?
- Подросток отличается низкой устойчивостью к стрессогенным факторам. У него отмечают низкую толерантность к конфликтам, трудности в преодолении ожидания.
- Ребёнок в целом психически напряжён, испытывает выраженную общую тревогу. Нередко формируется заниженная самооценка, вслед за которой развивается комплекс неполноценности. Важно: в мотивационной сфере личности у него превалирует потребность в получении сиюминутных удовольствий. Также нередко он испытывает сложности в установлении нормального эмоционального контакта, корректного восприятия эмоций собеседника.
- У подростка отсутствуют социально-позитивные установки, он практически не заинтересован в труде. Не умеет грамотно организовывать собственное время, учитывая собственные интересы.
- Ребёнок некорректно усвоил морально-этические нормы, правила, принятые в обществе. Внушаем, склонен к негативному подражанию. Может с ранних лет проявлять типичные социопатические черты — ворует, лжёт и проч.
- Банально не знает, что наркотики приводят к зависимости. Да, и такое существует в XXI веке.
Итак, каким будет собирательный, усреднённый образ подростка, подверженного зависимостям:
- слабовольный, идёт на поводу у своих желаний, хочет получать удовольствие здесь и сейчас;
- не умеет сказать себе и окружающим «нет» или сосредоточиться на том, что в данный момент времени действительно важно;
- не умеет или не желает оценивать вероятные последствия принятых им решений – эта тенденция прослеживается во всём;
- не умеет расставлять приоритеты;
- не обладает достаточной информацией о запрещённых веществах;
- вы не видите у него жизненных целей, ориентиров, либо они неадекватные, искажённые;
- хочет получать то, чего желает, здесь и сейчас, не задумываясь о рисках;
- возбудим, тяжело сосредотачивается;
- его самооценка, самоценность в большей степени зависит от того, как его оценивают окружающие.
Разумеется, перечисленные факторы не являются единственно предопределяющими, тем более что подростковый возраст — это как раз тот, где много внутренних противоречий, нестабильности в придержании одной точки зрения. Не исключаем и естественные особенности подросткового характера, что уже делает человека особенно уязвимым перед деструктивными соблазнами.
Что употребляют подростки?
Более всего подростки интересуются следующими видами наркотиков:
- снюс;
- мефедрон;
- летучие ингалянты – например, бытовой газ из баллонов или зажигалок;
- производные конопли.
В некоторых регионах, городах, районах или даже улицах есть местные наркотики. Например, среди Петербургской молодёжи популярны «шары» – на известных тусовочных улицах под покровом ночи продают резиновые воздушные шарики, наполненные закисью азота. Подростков не пугает токсическое воздействие вещества на организм, вероятность развития психических и соматических заболеваний в результате даже однократного применения. Не страшат подростков и обмороки. Конечно же, никто не просит паспорт перед тем, как продать такой шарик человеку.
Как понять, что подросток уже употребляет?
Физиологические признаки:
- бледность;
- покрасневшие глаза, суженные или расширенные зрачки, не соответствующие уровню освещённости;
- нарушения аппетита – отказ от пищи или переедание;
- плохая координация;
- изменение характера речи;
- бессонница, частые пробуждения, многочасовой сон.
Распознали тревожные симптомы? Постарайтесь не демонстрировать агрессивное поведение, будьте деликатны, но и не гиперопекайте, следя за каждым шагом подростка.
Наибольшую роль в становлении личности играют ранние отношения между ребёнком и родителями. Неадекватный стиль взаимодействия с ребёнком, нездоровая коммуникация в семье – всё это становится препятствием в реализации базовых потребностей (безопасность, принятие, любовь родителя) формирующейся личности. Часто это стимулирует подростка употреблять наркотические вещества, чтобы уйти от реальности.
Как профилактировать наркоманию?
Учитесь слышать ребёнка, учитесь терпению и твёрдости, учитесь не выбирать гипо- и гиперопеку, учитесь балансу и дисциплине, учитесь быть достойным примером. Наконец, учитесь быть опорой. Устрашение, скандалы и наказания неэффективны – ничего, кроме неврозов и отстранённости, ваш ребёнок не получит при таком подходе. Поступите иначе – формируйте мотивацию к здоровому образу жизни. Покажите, что этот мир не враждебен, и приготовил для ребёнка много прекрасного. Обратитесь к психологу, помогите подростку разобраться в себе, ведь вы уже были подростком, а подросток взрослым — нет.