ЗиЛ-130 один из самых массовых советских грузовиков. Он известен наверное каждому, кто родился в СССР. Советские автолюбители даже с закрытыми глазами могли узнать этот грузовик, по звуку работающих агрегатов. Настоящие фанаты этого грузовика наизусть знают все модификации, которые эта модель претерпела за десятилетия своего существования. Надо сказать не все они были удачными.
Если ознакомится с официальной историей можно узнать, что ЗиЛ-130 стоял на конвейере до 2010-го года. Но это если касаться родного завода имени Лихачева. Однако в городе Новоуральск существовало предприятие под названием АМУР. Под ним скрывался уральский авторемонтный завод. Его мало кто знал, поскольку до самого развала СССР оно оставалось секретным, занимаясь выпуском военной техники. Так в 1977-ом году здесь освоили выпуск ЗиЛ-157 а через десятилетие взялись за производство ЗиЛ-131.
И вот как раз на этом предприятии в девяностых решили продолжить выпуск легендарного 130-го правда с некоторыми изменениями. От базовой модели взяли шасси, а кабину поставили от ЗиЛ-131. Получившийся на выходе автомобиль назвали АМУР-5313. Производство этих грузовиков нельзя назвать очень массовым. Примерно до 800 экземпляров в год.
Не обошлось и без скандала, поскольку после развала страны у завода имени Лихачева начались серьезные финансовые трудности. В результате бывший филиал завода в Новоуральске обрел независимость. Понятно, что продукцию на нем продолжили выпускать ту же самую, которую делали все эти годы. Но руководство завода имени Лихачева считала ее своей собственностью и даже с Амуром судилось. Но кто же откажется от дойной коровы. Проверенные временем 130-е теперь уже под другим именем брали довольно стабильно, что позволяло предприятию оставаться на плаву.
Можно сказать, что именно АМУР-5313 принес заводу в Новоуральске известность, остальная продукция предприятия большой популярности у народа не снискала.