Найти тему

Дисфункциональная семья

Нормально функционирующие семьи – это те семьи, которые используют правила, способствующие росту и изменениям каждого члена семьи и всей семейной группы в целом. Эти семьи обладают изменчивостью, способностью развиваться при сохранении стабильности.

 

Дисфункциональные семьи – это закрытые семейные системы, в которых присутствуют жесткие правила поведения и закрепленные роли за каждым членом семьи, которые с течением времени не меняются, проблемы из семьи не выносятся и не решаются, посторонним людям тяжело попасть внутрь такой системы.

 

Воспитание в дисфункциональной семье формирует у детей психологические особенности, которые способствуют появлению сложностей в межличностном взаимодействии. В последствие, во взрослой жизни, могут проявиться сложности в социальной адаптации, установлении близких, подлинных отношений с другими, сложности с доверием, неуверенность в себе и своих возможностях, высокий риск формирования невротических расстройств, разного рода зависимостей и т.д. 

 

ПРИЗНАКИ ДИСФУНКЦИОНАЛЬНОЙ (негармоничной) СЕМЬИ: 

 

• Отрицание проблем и поддержание иллюзий. 

• Вакуум интимности («изоляция» семьи, никто не ходит в гости, чрезмерная фиксированность на взаимоотношениях друг с другом) 

• Замороженность правил и ролей (жесткая система «долженстований» и требований) 

• Конфликтность во взаимоотношениях (повторяющиеся, неконструктивные ссоры и скандалы, позволяющие сбросить эмоциональное напряжение, но не решающие проблему в корне) 

• Недифференцированность "я" каждого члена ("Если мама сердится, то сердятся все") 

• Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимой стеной 

• Все скрывают секрет семьи и поддерживают фасад псевдоблагополучия 

• Склонность к полярности чувств и суждений 

• Закрытость системы 

• Абсолютизирование воли, контроля. 

• Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них: взрослые — хозяева ребенка; лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно; родители держат эмоциональную дистанцию; воля ребенка, расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее. 

• Саморазрушающее поведение одного, или нескольких членов семьи (алкоголизм, наркомания, суицидальные тенденции и т.д.) 

• Запрещается (косвенно или явно) открыто выражать свои чувства (чаще всего негативные: злость недовольство, «нельзя проявлять злость к родителям», «мужчина не имеет права злиться на жену») 

• Невозможны прямые, честные коммуникации (личные проблемы замалчиваются) 

• Члены семьи редко проводят свободное время вместе 

• Запрещается менять свою роль в семейной системе: нельзя из ребенка стать взрослым, из больного стать здоровым, из неудачника стать успешным и т.д. 

 

ПРИЗНАКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ (ГАРМОНИЧНОЙ) СЕМЬИ 

 

• Проблемы признаются, обсуждаются и решаются 

• Поощряются свободы (свобода восприятия, мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества) 

• Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся 

• Члены семьи умеют удовлетворять свои потребности 

• Родители делают то, что говорят (слова имеют вес) 

• Ролевые функции выбираются, а не навязываются (любой член семьи может выбирать и менять свою роль в семейной системе) 

• В семье есть место развлечениям и совместному отдыху 

• Ошибки прощаются, на них учатся 

• Конфликты разрешаются открыто 

• Гибкость всех семейных правил, законов, возможность их обсуждения. 

• Поощряется открытое выражение своих чувств и потребностей. 

 

Главная цель семейной психотерапии — помощь в превращении дисфункциональной семьи в функциональную. 

#психологонлайн #отсутствующийотец #дисфункциональнаясемья #гештальт #психотерапия #гештальттерапия #семейнаятерапия #тревога #сепарация