Свои пейзажи художник Сергеев называл с некоторой грустью, «Заглохшая речка», «Июнь», «Элегия», «Тучка набежала», «Крепнет ветер», «Степь», «Звёзды догорают», «Залив Днепра», "Повозка у околицы". Заметна сентиментальность и литературность художника.
В его судьбе многое случайно.
Когда-то юношей, приехав в Питер из Харькова он вместо института путей сообщения, попал в мастерскую художника-мариниста, проф. Льва Феликсовича Лагорио. Вот представьте на минуту, Ваше чадо едет поступать в "Тимирязевку", "Бауманку" или "Плешку", а оказывается в мастерской одержимого искусством бородача, типа Лагорио, которого и могилу потом не найдут.
Сергеева замечают. Сергеева покупают. Русский Императорский дом по случаю приобретает картины, но в энциклопедию живописи "100" русских художников" Николай Сергеев так и не попадет, хотя бы 101-м. Умрет тоже случайно, в Харькове, в возрасте, когда едва за шестьдесят, от тифа.
В его судьбе многое случайно. И жизнь, и призвание, и прижизненная слава, и смерть, и посмертное забвение.
На пленэре
В Новой Гвинее живет необычная птица, – щитоносная райская птица. Ее оперение поглощает 99,95% солнечных лучей. Художник Николай Сергеев подобен этому существу. У него фантастическая особенность улавливать направления потока света и впускать этот свет на свои картины, как рыбку в аквариум.
А мотив с контрастами масштаба и фактуры в нему прилетает будто с ветерком его любимых степей. Нас затягивает в глубь картины какая-то сила, – знаете, словно в народной игре "Жмурки" тебе развязали глаза, и ты ринешься туда, где укрылись разбежавшиеся друзья. Лови их, жмурка!
Выходит, нет под небесами ничего величественнее той сцены, что творится на его картине. Еще беру в руки томик стихов Арсения Тарковского. Как они сочетаются с этой трогательной живописью.
1. "День промыт, как стекло"
Картину "Казачий двор" смотреть надо долго-долго, и отложить, и взглянуть в полдень следующего дня еще раз.
Попробовали? Теперь открою свой секрет. Казачий двор, по моему разумению, это и дорога, и поле с небом. Для казака ведь ничего лучше нет вольной воли.
2. "Я боюсь, что слишком поздно // Стало сниться счастье мне"
А посмотрите "Туман" и "Пасеку". Какие переливы света! Какое спокойствие! Лягушка не посмеет выплыть на промысел. Природа затаилась в ожидания чуда от самой себя.
3. "Степь отворилась, и в степь как воронкой ветров
Душу втянуло мою..."
Пригреешься у костра. С изумлением заглянешь за тучи, где Луна-невеста светится красотой. "Подгортнешь" развалившиеся дрова в кучку. Отвернешься от дымка, застившего глаза. А спину обдаст холодком, повеявшим с реки. А с тучи упадет капля дождя.
Жизнь страшна и чудесна, а потому какой страшный рассказ ни расскажи на Руси, как ни украшай его разбойничьими гнездами, длинными ножиками н чудесами, он всегда отзовется в душе слушателя былью (А.П.Чехов "Степь")
4. "Я сделал для грядущего так мало, // Но только по грядущему тоскую"
Скоро привал. Хозяйка даст студеной колодезной воды. Спросит: "Откуда?"
5. "Сказать по правде, мы - уста пространства // И времени..."
Для картины о сенокосе Сергеев создает панорамный пейзаж. Я был на сенокосах, и не представлял как в панораме, как это грандиозно.
Золото золотого сенокоса уже лежит на земле, но как его собрать, да высушить. Как тревожно когда вода на земле и скоро будет вода на небе. Вон облака нынче "быстрехонько" бегут.
6. "Все меньше тех вещей, среди которых // Я в детстве жил, на свете остается"
Дождь, и рыбалка отменяется. Дождь, и друзья не выйдут. Дождь, и на дне лодки вода, в которой плавает кверху брюхом мелкая "рыбеха", которую вчера бросил в лодку, а отец говорил: "отпусти".
За картинами не забыть бы о художнике...
Смотришь на Алексея Саврасова – замасленные волосы, не ухоженная, растрепанная борода, взгляд "как вы мне все надоели". Что-то во внешности от староверов.
На Исаака Левитана - страсть, буйство прически и взгляда, чертики в глазах. Живопись, краски, пейзаж, эстетствующие женщины, пронзительный Чехов - все возгорается в нем.
На Илью Репина - профессор, при галстуке и в сюртуке. Так и скажет сейчас "Э-э! Друг мой"
Николая Сергеева на пленэре можно представить в бежевой шляпе, белой рубашке с запонками, и ярко-синим или ярко-зеленым бантом.
Еще бы, в кабинете его столько писем, медалей, грамот, орденов... Он признан, а во внешности его что-то от Бальзака. А значит, одутловатое лицо его должно быть спрятано под шляпой, от солнца и косого взгляда, а усы подкручены на кончиках, на манер околоточного надзирателя.
P.S.
Да поднимусь на пригорок, где он стоит с мольбертом, и крикну:
–Доброго дня Вам, Николай Александрович!
Он не заругается, – не в его стиле, он с затаенной улыбкой поприветствует в ответ:
–Добрый день, Андрей Николаевич!
И быстро повернется к картине.
© Андрей Толкачев
#художник #картина #пейзаж #культура #живопись #деревня
И конечно, не могу не порекомендовать вам историю другого замечательного художника:
Художник Светославский. Гений, забытый при жизни
И историю одной деревни: