Найти тему
DAITOGRAM

Зачем нужна практика традиционных боевых искусств сегодня?

Бывают моменты, когда мы задумываемся о причинах тренировок, о том, зачем вообще проводить время в додзё или в одиночной практике. Иногда это может показаться бесполезным и выглядеть как пустая трата драгоценных часов. Это естественные мысли, обычное отношение для тех, кто еще не познал, что такое настоящее Будзюцу или Будо. Дух сюгё (путь самопознания в боевых практиках) был присущ многим боевым искусствам с первых дней их возникновения. Усердные тренировки, целеустремленность человека, стремящегося развить каждую технику до максимума своих возможностей, формировали каждое искусство и создавали легендарных воинов.

Во многих случаях для развития своих навыков многие самураи выбирали путь муса сюгё, или странствующего обучения.

В других случаях сюгё включало аскетические тренировки в горах или других изолированных регионах, где воин тренировал себя в суровых условиях, испытывая волю и решимость.

Некоторые учителя изменили значение сюгё и называют его кибиси кунрэн (суровая тренировка), потому что они считают, что дух сюгё уже не может быть достигнут в наше время, так как преданность учеников тренировкам сильно упала, и многие живут изнеженной жизнью, которая делает их неспособными к самодисциплине; они изобилуют ленью и эгоизмом, становясь вспыльчивыми, их ум сделался поверхностным и слабым.

Сюгё можно перевести как «прилежное обучение» или «самоотверженное обучение». Оно описывает отношение ученика к своим личным тренировкам, а не к занятиям в додзё. Сюгё измеряет истинный дух ученика, когда ему приходится двигаться в своем собственном темпе.

Это понятие настолько важно, что в будо и будзюцу суффикс "ка" в термине "будока" подразумевает мастерство, поэтому многие называют себя Сюгёся, то есть не мастера какого-либо искусства, а "тот, кто очень много работает над ним".

Можно ли достичь мастерства в будзюцу без этого духа? По мнению большинства учителей, нет. Любой прогресс, достигнутый иным образом, будет поверхностным. Истинная преданность и сила ученика измеряется тем, что он делает за пределами додзё, а не во время занятий. Если существует истинное сюгё, ученику можно доверять представлять честь искусства в любое время.

Однако некоторые ученики могут поддаться искушению более легких путей. Однажды Накамура-сэнсэй (учитель Дайто-рю) наставлял новичка, чье поведение было не совсем корректным. Ученик, которого до этого отчитал его сэмпай, не осмелился ответить ему, а пошел к сэнсэю жаловаться: "Я не могу жить Дайто-рю двадцать четыре часа в сутки. Я чувствую, что задыхаюсь от этого. Мне нужно время, чтобы побыть самим собой".

Накамура-сэнсэй услышал его и спросил: "Что ты имеешь в виду?" Ученик объяснил, робко, но решительно: "Мне нужно время, чтобы заниматься тем, что мне нравится". "Я ничего не говорил против этого", - ответил Накамура-сэнсэй.

Но ученик настаивал: "Вы советовали не курить и не пить. Вы даже советовали не иметь друзей, которые поощряют нас делать эти вещи".

Накамура-сэнсэй задумался на мгновение, а затем спросил: "ты имеешь в виду, что эти вещи - то, для чего ты хочешь найти время вне Дайто-рю?".

Ученик кивнул. Лицо Накамуры-сэнсэя стало еще мрачнее, и он ответил: "Тогда то, на что тебе нужно время, - это быть глупым. Я не могу сказать тебе, что делать. Я только советую. Я могу только надеяться, что Дайто-рю скоро будет иметь больше веса на чаше весов твоих пороков и преорииетов. Ты не можешь быть сразу двумя противоположностями. Всегда одна сторона это ложь, а другая - реальность".

"Я не могу так резко измениться за столь короткое время", - запротестовал ученик. Накамура-сэнсэй ответил, медленно уходя: "Сначала мы принимаем решения. Потом решения принимают нас. Я тебя никак не подавляю. Ты и сам прекрасно справишься".

"Но сэнсэй, я не вижу никакого противоречия!", - взмолился ученик. Учитель спокойно ответил: "Конечно, нет. И ты не увидишь его, пока не поймешь, что пока ты не изменишься, ты и есть противоречие".

-2

В современном мире сюгё может выглядеть не как уединение в горах, а как обычные добросовестные ежедневные тренировки тайдзюцу (приемы с пустыми руками) или букиваза (приемы с оружием), как сильная концепция самодисциплины и отношение, характерное для ученика айки-искусства.

Если нам нужно "время быть глупыми", то мы еще ничего не узнали о жизни. Не только как будоки, но и как люди.

Учитель, который подчеркивает дух сюгё, иногда может вызвать негативную реакцию со стороны учеников. Некоторые могут посчитать это чрезмерным или несправедливым. Но если он не будет этого делать, он вообще не будет учителем.