Найти тему
Шагающий экскаватор

Саяка Мурата, «Человек-комбини»

Страниц: 100

Оценка: 8/10

Первое издание: 2016 г.

Увлекательность: 8/10

Прописанность героев: 8/10

Сюжет: 8/10

Глубина: 9/10

Эмоции: 8/10

Идея: 9/10

У меня очень тяжёлые отношения с японской прозой. Корейскую мне читать никогда не доводилось, а с китайской всё сложилось хорошо: из-за неплохого знания китайского менталитета, который ближе того же японского, из-за любви к древней китайской культуре да и попросту из-за того, что я бывала в Китае и могу ярче визуализировать написанное в книге. А от японских произведений у меня остаётся привкус страха, смешанного с отвращением, от их образа жизни.

Книга рассказывает о женщине — человеке-комбини. Комбини — разновидность круглосуточных японских магазинчиков у дома, где можно купить всё необходимое. Их особенность заключается в большом ассортименте еды быстрого приготовления и фаст-фуда, и обычно в таких магазинах есть уголок с микроволновкой и кипятком, чтобы можно было сразу разогреть или заварить купленное и тут же перекусить.

Сразу становится интересно, как женщина может быть и человеком, и магазином (но не пароходом). Именно это и рассказывает нам книга.

Кэйко Фурукуре тридцать лет. У неё есть высшее образование, родители, сестра и приятели. Но она до сих пор работает «почасовиком» в комбини: это немного не та работа, к которой стремятся люди в её возрасте, и остальные воспринимают её как подработку, а не основной вид деятельности. Однако Кэйко всё устраивает, ведь мыслит она немного иначе. Она видит мир по-другому, она лишена эмпатии и долго не могла найти своё место в мире. И таким идеальным местом стал комбини, куда она сначала устроилась для подработки во время учёбы, да так и осталась.

Я не совсем поняла, какой главной мысли придерживалась писательница. Всё повествование строится на раскрытии противостояния двух противоположных мировоззрений, и придерживающиеся этих мнений люди друг друга совершенно не понимают. По одну сторону баррикад — обычные среднестатистические люди, которые видят цель в жизни в семье, доме и хорошей надёжной работе. По другую — такие, как Кэйко, которые не бунтуют против привычного уклада, а просто не видят в нём смысла.

Надеюсь, это не будет спойлером: меня удивило, что на протяжении всего произведения герои не меняются. Я привыкла, что подобные книги строятся на изменении главного героя, который через общение с другими людьми видит, что его точка зрения не совсем верна. Однако здесь этого не происходит. Да, героиня попыталась поменять свою жизнь, но в итоге вернулась к изначальному положению.

Также меня порадовал герой Сираха. Вернее, как человек он омерзителен, а как персонаж интересен. Как и Кэйко он не вписывается в общество и не хочет жить по шаблону «стабильная работа, семья, дети». Но в отличие от девушки он то в меру нормальный и может адекватно взаимодействовать с обществом. Но не хочет. Он не работает, живёт в ванной у Кэйко, та его кормит: приносит «корм» в хозяйственном тазу. А Сираха при этом разглагольствует, какая Кэйко непривлекательная, что все шансы в этой жизни она упустила, что она ненужный член общества и прочее в том же духе. В общем, тип неприятный. Поэтому я думала, что сюжет будет развиваться в стандартном направлении: через общение друг с другом эти два человека станут лучше, исправят друг друга. Но всё осталось там, где было. Меня это удивляет.

В целом книга интересная, показывающая необычных людей и не понятную для нас культуру. Однако — скорее всего — большой пласт подтекста от меня ускользнул, потому что у меня нет достаточных знаний, касающихся менталитета японцев.