Основой любого додзё является структура семпай (старший ученик) - кохай (младший ученик). Игнорирование обязанностей семпая, присущих его положению, является выражением плохого отношения, которое не соответствует духу искусства Дайто-рю, и делает его недостойным привилегии обучения.
Семпай (старший ученик) или учидеси («внутренний» ученик) обязан регулярно посещать додзе и поддерживать в нем надлежащую атмосферу с тем же или большим усердием, с каким он следит за собственной чистотой и опрятностью, и с той же тщательностью, с какой он заботится о развитии своей собственной техники.
Необходимо помнить несколько важных основных моментов:
1. В додзё должна царить атмосфера гармонии, товарищества и взаимного сотрудничества. Любой сбой является нарушением этикета и дисциплины серьезного характера. Любой деси, который нарушает гармонию в додзё, вызывая разногласия грубостью по отношению к другим, ссорами, создавая недовольство, безразличием к нуждам других или любым другим поведением или отношением, должен быть исправлен старшим учеником. Если ошибка сохраняется, провинившийся деси должен быть исключен, независимо от своего уровня. Плохое отношение к другим или к технике является внешним выражением слабости духа и просто недопустимо, так как становится формой нападения на других. Оно лишает всех учеников прогресса и силы.
2. Семпай является связующим звеном между учителем и кохаем, он обязан передавать технику и дух в меру своих возможностей, а также создать приятную и гостеприимную атмосферу для кохая и всех новичков. Пренебрежение этими обязанностями - не что иное, как предательство по отношению к рю и товарищам по додзё. Семпай должен хорошо понимать свою функцию, поскольку его отношение к другим ученикам имеет огромное значение для развития додзё. Готовность помочь в этом развитии важна для оценки деси, и еще более важна при оценке семпая или выдаче рекомендации. Его усилия, преданность и жертвы, принесенные ради рю или додзё, или ради учителя, должны быть тщательно записаны, как и его усердие в помощи другим в технике, и/или содействие благополучию других деси во время пребывания в додзё, а также готовность и желание предложить свою мудрость о сохранении правильного пути, когда требуется его совет.
3. Гармония в додзё - главное условие правильного обучения, и старшие ученики должны заботиться о ней. Она может быть нарушена, если деси жалуется на свою неспособность выполнить технику или на снобистское отношение другого. Но исправление должно быть сделано с мягкостью и уважением. "Наставление", - писал Такуан, - "это вопрос сострадания".
Для семпая это также вопрос долга.
Семпай - это ученик, на которого учитель может положиться, и который со временем продолжит его стиль. Это только первые шаги, но без них додзё не может существовать. Мы надеемся, что каждый деси будет помнить эти слова, ведь они также являются частью его обучения и не менее важны, чем любая техника.