Наступление коммунизма (крайний срок к 1980 году) — самое, вероятно, известное из пророчеств прошлого-позапрошлого веков. Причём, строго научное — не на кофейной гуще. Тем не менее, — теперь в этом уже нет сомнений, — что-то пошло не так. А если предсказание не сбываются, у этого должна быть причина. Как правило, таковой является ошибка предсказывающего. Предсказывали же коммунизм люди, про которых говорят разное, — фактически, что угодно, кроме того, что они были глупы.
Ну… поверхностные объяснения данного факта отлично известны, и сводятся к тому, что ни коммунизм, ни даже социализм в реальном мире работать просто не могут. Но это именно поверхностные объяснения. Какая, например, разница, может ли существовать коммунистическое общество, если предпосылки для его возникновения (согласно классикам) всё равно не сложились? В свою очередь, социализм, в рамках которого данные предпосылки должны были вызреть, — как-то работал же. И многим до сих пор нравится как.
То есть, проблема в предпосылках возникновения общества, в котором каждый, отдавая по способности, может получить по потребности. И будет ли это «каждый» по способности отдавать, как отмечалось выше, — вопрос отдельный. Теории предсказывают разное, корректная же экспериментальная проверка не проводилась. Вопрос, таким образом, в получении «по потребностям». Вернее, в том, почему классики вообще считали такую задачу разрешимой, — причём относительно легко в обозримой перспективе. Ведь, потребности, — в отличие от способностей, — не ограничены. Формально, для их всеобщего удовлетворения требуется бесконечный ресурс.
...Первое, — это известно, понятно и лежит на поверхности, — всё, подпадающее под определение «роскошь», «потребностью» не считалось. Предполагалось (достаточно логично), что в новом обществе понятие «социального статуса» утратит смысл, — или обретёт новый, —что устранит спрос на традиционные статусные предметы, заменив их новыми — грамотами и переходящими вымпелами. Мысль же, что имуществом по определению не общедоступным, — вроде дворцов, — можно не владеть, а лишь иногда пользоваться, и вовсе поднята ныне на щит социалистическим Западом: «К 2030 году у вас ничего не будет, и вы будете счастливы».
Если же роскошь не считать, простое перераспределение богатств (плюс электрификация, где нужно) проблему удовлетворения потребностей решало. Неучтённым же фактором оказалась … именно электрификация. Технический прогресс, в результате которого появлялись потребности новые, а то что считалось роскошью, превращалось в «средство передвижения». В результате, горизонт «разумного потребления» убегал, захватывая к 80-м годам уже не автомобили, а персональные вертолёты… И идея сдулась.