Найти тему
Цитадель адеквата

Почему наука признаёт магию, но только магию научную

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

Ну, как «признаёт»? Есть мнение, что магия не существует. Но это мнение — спорно. В реальном, физическом мире это может быть так. Однако, сей мир не единственный. Есть ещё и миры вымышленные. В последних, кстати, мы и живём, даже будучи уверенными в обратном. Представления об объективной реальности, субъективны, как и все представления. В большей или меньшей мере мир, как его представляют люди, всегда является плодом их собственного вымысла. Причём, вымысла тем более вздорного, волшебного и абсурдного, чем более взрослыми и здравомыслящими себя эти люди считают. Как известно, самые большие глупости делаются с серьёзным выражением лица.

Но, кстати, о магии, которая бывает правильной и неправильной. Принципы правильной, научной магии проще всего изучать на материалах игровых миров D&D, статьи одному из которых, — и непростым его обитателям, — уже посвящалась. Научная магия, как легко догадаться, имеет полностью рациональную природу. Эффект применения заклинаний в случае применения магии научной ничем не отличается от использования физических законов и технологий.

То есть, если произнесение неких реплик и выполнение жестов приводит к взрыву с определённым тротиловым эквивалентом на некой дистанции, чем-то a priori антинаучным это не является. В конце концов, метание гранаты также требует телодвижений и может сопровождаться произнесением секретных — не подлежащих записи на бумаге — словесных формул. То же, что заклинание (причина) и взрыв (следствие) не имеют очевидной физической связи, само по себе ни о чем не говорит. Физическая связь между нажатием сенсорных кнопок на экране смартфона и подачей звукового сигнала другим аппаратом — в Новой Зеландии — также неизвестна и непонятна подавляющему большинству пользователей.

Ключевыми в определении магии, как «научной», является предсказуемость и вопроизводимость эффектов. Как и в случае с гранатой, огненный шар можно метнуть на небольшое расстояние. Небольшое, но большее, чем заранее известный радиус поражения. На меньшее тоже можно, но это плохая идея. И если заклинание не сработает, — этому, как и в случае с гранатой, непременно будут рациональные причины.

...Первое следствие из вышеизложенного касается миров добросовестно вымышленных. Фантастические допущения допустимы любые, но равносильны они всего-лишь введения в мир новых законов. Которые должны быть постижимыми и нерушимыми. Так чтобы следствия их наличие могли быть просчитаны рациональным путём. Дракон или маг что-то могут, а что-то нет. Где — и почему именно там — пролегают границы их возможностей, должно быть известно и понятно.

Таким образом, и само по себе правильное фантастическое допущение, при заявленной произвольности, оказывается не таким уж произвольным. Оно должно поддаваться рациональному анализу, так чтобы было ясно, какие последствия оно будет иметь для мира.

Второе следствие касается миров тоже вымышленных, но недобросовестно. То есть, вселенных с альтернативной историей, или с альтернативной физикой, или же обременённых мировыми заговорами. Заключается это следствие в том, что порождённая недобросовестным вымыслом магия непременно выходит антинаучной.

И, кстати, снова о магии. Выше отмечалось, что разницы между метанием молний из пальца и звонком по телефону, — то есть, использованием технологий, — нет. Поскольку, использующему эти технологии неизвестны в любом случае. Но верно и обратное. Нет никакой разницы между вселенной с эльфами, гномами и сопутствующим волшебством, и вселенной с «высокими утраченными (вариант: внеземными) технологиями». Полевые формы жизни, ауры, торсионные поля и «разумный дизайн» (вариант: сотворение мира за шесть дней) — тоже годятся. Хотя всё это, конечно, и хуже эльфов — менее достоверно.

Альтернативная магия антинаучна, поскольку вышеописанными свойствами научной не обладает. Не поддаётся анализу и не следует правилам, а значит… А. Вот. Значит, что она не является правилом сама. Фантастическое допущение в жанре альтернативы ставится не в основу конструкции, а венчает её. И, таким образом, никаких выводов из него не следует. Вернее же таковые не созидают, а разрушают фантастический мир.

...Примеры? Ну, всякая альтернативная или конспирологическая теория целиком является примером вышеизложенного. Допустим, аннунаки, Ситчина, которые не могли добывать минералы на астероидах, не могли использовать в горном деле машины, и даже выжить, видимо, не смогли, так как визиты с Нибиру на Землю прекратились. Это — выводы, следующие из вводной, — материалов предоставленных Захарией Ситчиным.

Или допустим, заговор. Допустим же лунный, но, в принципе, любой. Способы, которыми заговорщики десятилетиями контролируют сменяющиеся враждебные правительства (включая те, против которых заговор направлен) неизвестен. Это — магия. Но магия антинаучная. Ибо если исходить из того, что у тайного правительства такие — неограниченные — возможности есть, возникает вопрос, неужели же оно не придумало более прибыльного способа их использовать, чем космические мистификации? И зачем вообще заговорщикам, контролирующим всех, включая врагов, какие-то заговоры?

Новая форма позволяет поддержать канал переводом на карту

Универсальный метод распознания вымысла, это, не разбирая доводы в пользу того, что «всё так и было», допустить, что так было — сразу. А потом посмотреть, — не пытаясь подогнать решение под ответ, — как бы данное фантастическое допущение сказалось на мире, если положиться только на логику.