Надежда Ивановна не любила ходить в магазины. Ее пугали цены, не нравилась неприветливость продавцов, а качество продуктов уже давно оставляло желать лучшего. Пенсии катастрофически не хватало на то, чтобы обеспечить себя мало-мальски приемлемым продуктовым набором, а еще умудриться оплатить коммунальные услуги, а также отправить хотя бы пару тысяч на карту внука.
Сын Надежды Ивановны Алексей, от которой у нее имелся единственный внук, погиб во время Афганской войны. Жена Алексея тогда ждала ребенка, а, узнав о гибели мужа, начала рожать раньше срока. Так на свет появился Руслан, единственный и самый любимый внук женщины. Гибель сына была самым тяжелым событием в жизни несчастной матери, а появление внука немного скрасило будни одинокой вдовы, потерявшей единственного сына.
Единственной проблемой были и оставались отношения с невесткой. Ольга считала Надежду Ивановну виноватой в том, что Алексей оказался затянутым в военные действия, а в результате них погиб.
- Если бы не ваша пропаганда патриотизма и военного достояния, Леша был бы жив! Он бы хотя бы сына на руки взял, видел бы, как Руслан растет, а вы лишили его этой возможности.
Надежда Ивановна не отрицала своей вины. Действительно, вдова майора в отставке, она была настолько пропитана идеями патриотизма своего умершего мужа, что смогла передать их сыну, а Алексей под воздействием матери не видел своего будущего без военного дела.
- Твой отец был героем, и ты обязательно им станешь!
Отец Алексея когда-то участвовал во Второй мировой войне, вернулся с фронта хоть и с ранением, но целым и невредимым. Леше тогда было пять лет, и он своими глазами смотрел на отца-героя, трогал пальчиками его медали и мечтал стать таким же. Только вот ранение очень сильно сказалось на здоровье мужчины, и он скончался всего лишь спустя три года после возвращения с фронта.
- Мама, а папа умер потому, что был на войне? – спрашивал Алексей постоянно.
- Папа умер из-за болезни, - отвечала Надежда Ивановна, - но он останется в нашей памяти настоящим мужчиной, настоящим бойцом и победителем. Если бы не он, если бы не такие отважные военные, как твой папа, мы бы вряд ли смогли одержать победу.
Эти слова и еще очень много других слов в пользу военного дела говорила Надежда Ивановна сыну, с годами делая его все более уверенным в том, что военное дело – это его призвание. Алексей с детства хотел быть героем, и его любовь к Ольге и ее беременность не стали помехой для того, чтобы отправиться в самый очаг военных действий.
После смерти мужа Ольга вышла замуж во второй раз, родила дочку. Запретов на общение с внуком бывшая невестка Надежде Ивановне не устраивала, но сама общалась с матерью бывшего мужа сквозь зубы. Так и не смогла она простить свекрови того, что она подтолкнула сына к верной гибели.
Надежда Ивановна жила одна. После смерти мужа она больше замуж не выходила, слишком сильно она была предана мужу и не хотела приводить в дом, где рос сын, чужого мужчину. Всю жизнь до своих семидесяти девяти лет провела Надежда Ивановна в одиночестве, не подпуская ни одного из ухажеров к себе на достаточно близкое расстояние. Конечно, мужчины в виде любовников у Надежды Ивановны были, кое-кто рассчитывал на серьезные отношения, но женщина никому не оставляла шансов, потому что была верна умершему мужу и не хотела причинять неудобств единственному сыну.
Руслан был и оставался настоящей отдушиной для Надежды Ивановны. Небольшие финансовые кусочки из своей скромной пенсии бабушка обязательно переводила внуку, переживая из-за того, что он учился, встречался с девушкой, а многого позволить себе не мог. Надежда Ивановна постоянно переводила внуку деньги, а он регулярно навещал свою бабушку, помогал ей, чем мог, в общем, своими визитами и звонками всегда радовал старушку.
В один из дней на пороге квартиры Надежды Ивановны появилась Ольга. За всю свою жизнь она от силы раза два или три была в доме свекрови, поэтому визит бывшей невестки очень сильно удивил пожилую женщину. Еще больше Надежду Ивановну удивил внешний вид Ольги: она была заплаканной, под глазами размазана тушь, а губы тряслись от волнения.
- Вы добились своего, да? – спросила Ольга, даже не поздоровавшись с Надеждой Ивановной. – Смогли окрутить еще и Руслана?
- Деточка, ты о чем? – Надежда Ивановна непонимающе уставилась на Ольгу, которая уже не сдерживала эмоций. Женщина рыдала, а сквозь ее разрозненные рыдания было с трудом возможно понять, по какой причине Ольга так убивается.
- Руслан уехал! Бросил все: учебу, меня, бросил Настю! Он уехал воевать! Как его дед, как отец! Он снова поехал на верную гибель.
Надежда Ивановна покачнулась. Сердце часто забилось в груди, воздуха в легких словно не хватало.
- Как же так, - пробормотала она, - когда и куда?
- Он уехал в Сирию! Надежда Ивановна, зачем вы подбили его на этот страшный шаг?
- Но я даже темы такой не поднимала, милая! – Надежда Ивановна пыталась переубедить невестку, но все было бесполезно. Ольга билась в истерике, так и не зайдя в квартиру к бывшей свекрови. Из ее уст рекой лились обвинения в адрес Надежды Ивановны, именно ее женщина считала главной виновницей того, что Руслан принял для себя такое страшное решение: поехать в горячую точку.
Переубедить Ольгу Надежда Ивановна не смогла. После ее ухода у пожилой женщины поднялось давление, она едва успела дозвониться соседке, у которой был запасной ключ от ее квартиры. Лена работала в поликлинике медсестрой, она быстро сделала Надежде Ивановне нужный укол, а потом долго сидела с ней и слушала ее горестный рассказ про внука.
- Я ведь видела Руслана на прошлой неделе, - причитала Надежда Ивановна, - и он ни слова, ни полслова не сказал мне о своих планах. А ведь я телевизор смотрю, вижу, что в мире происходит, а происходят там страшные вещи. И я никогда Руслану не говорила о военных доблестях и героизме его деда и отца, я помнила о своей ошибке, а он все равно поехал.
- Наверное, это у него в крови, - предположила соседка.
С тех пор Надежда Ивановна потеряла сон, покой и аппетит. С надрывом слушала новости по телевизору, постоянно звонила Ольге, но слышала один и тот же ответ: новостей нет. Каждую ночь старушке снился внук, она просыпалась в ужасе, иногда звонила соседке, но чаще справлялась сама, капая себе то валерьянку, то сердечные капли.
Однажды ей приснился покойный муж. Он стоял рядом с Русланом, и во сне Надежды Ивановны оба мужчины были молодыми и красивыми, такими, какими их помнила женщина. Ее муж улыбался и махал рукой, а Руслан отходил от него, а потом где-то там, за горизонтом, взорвался снаряд. Надежда Ивановна проснулась в ужасе, пот стекал со лба, старушка была готова выбежать на улицу и бежать вперед, куда глаза глядят, только бы забыть об услышанном во сне звуке взрыва.
Это был не взрыв, а телефонный звонок. Надежда Ивановна испугалась, она всегда боялась ночных звонков, но потом до нее дошло, что был день, а она просто уснула, потому что устала от постоянных недосыпов.
- Бабуля! – услышала она в трубке такой долгожданный голос внука. – Ты почему так долго трубку берешь?
- Русенька! – Надежда Ивановна никак не могла взять в толк, сон это или уже явь. – Это ты? Где ты?
- Я в Москве, еду домой. Не переживай, скоро увидимся!
- Едешь домой! – женщина ощутила огромное облегчение, словно гигантский камень, висевший на шее, был снят каким-то волшебным образом. – Какое счастье!
Руслана не было дома больше двух месяцев. За это время он успел повзрослеть лет на пять, настолько сильно изменили его внешность условия, в которых он находился в чужой стране. Надежда Ивановна, увидев внука, долго обнимала его, не желая отпускать. Как будто бы она боялась того, что выпустит Руслана из объятий, а он опять рванет в страшное место, которое не щадит никого.
- Родной мой, ты вернулся! – Надежда Ивановна плакала и прижимала к себе внука. – Какое счастье! Как же ты вообще там оказался.
- Зов крови, наверное, - усмехнулся Руслан, а сам протянул бабушке конверт, - тут деньги. Я заработал немного, хочу порадовать тебя.
- Я не возьму, - уверенно отодвинула руку внука Надежда Ивановна.
- Возьми, - строго сказал Руслан, - я же брал от тебя деньги все это время, а ты меня особо и не спрашивала, хочу ли я их получать от твоей скромной пенсии. Тем более, что в ближайшее время я вряд ли буду платежеспособен.
- Почему же? – с беспокойством в голосе спросила бабушка.
Руслан улыбнулся:
- Настя ждет ребенка, поэтому я вернулся. Я не захотел продолжать пример отца, и, как только узнал о том, что моя любимая беременна, тут же вернулся. Я ведь хочу увидеть своего сына или дочь, я хочу подержать его на руках.
Надежда Ивановна с облегчением вздохнула. Теперь Руслан точно не уедет. Каким бы ни был зов крови, он принял разумное решение и будет хорошим отцом для своего ребенка. И отцом хорошим, и примером отличным, и радостью для всех: для жены, матери и для любящей его бабушки.
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки.