На уроках случается всякое: ученик может отвлекаться, перебивать и намеренно отказываться соблюдать правила. Такое поведение может поставить урок и ваше настроение под угрозу, поэтому мы решили поднять эту тему и обсудить, как правильно реагировать учителю.
Делаем глубокий вдох
В первую очередь, дайте себе паузу, прежде чем как отреагировать на ситуацию.
Обычно если ученик нарушает правила урока, мы начинаем переживать и даже ощущать вину. Ещё нам хочется защититься: защитить свой комфорт и атмосферу “правильного” занятия. Всё это может привести к излишне эмоциональной реакции на баловство.
Помните, что из вас двоих вы - взрослый, и решить проблему можно в состоянии полного спокойствия. Например, попробуйте "заземлиться" - сконцентрироваться на ощущениях в своём теле, мышцах или дыхании.
Помните, что вы не виноваты в поведении ученика, но вы можете попробовать вернуть урок в прежнее русло.
Объясняем ребёнку, что не так
Следующий шаг - предъявить свои чувства ребёнку. Иногда дети нарушают правила, только чтобы получить реакцию взрослого. Эту реакцию стоит дать, но оформить её нужно стратегически правильно.
Не бойтесь показаться живым человеком, ведь так вы сможете завоевать доверие и сочувствие ребёнка. Если поведение ученика вызывает у вас негативные эмоции, скажите ему об этом. Но скажите без обвинений, а используя "Я-высказывание".
Меня обижает, что ты меня перебиваешь, потому что мне кажется, что тебе не важно то, что я говорю.
Таким образом, вы не обвиняете ребёнка. Вы говорите, какой вывод вы делаете из его действий и открыто предъявляете свою эмоцию. У ребёнка нет причин защищаться и он может пойти вам навстречу.
Ищем причину плохого поведения
Если предыдущие шаги не помогли восстановить дисциплину, постарайтесь войти в положение ребёнка и понять, что явилось причиной такого поведения.
Ученик устал. Возможно, что у ученика просто закончились силы, он не может сконцентрироваться, и поэтому он просто капризничает. Если замечаете, что ребёнок сидит, облокотясь на руку, смотрит по сторонам или в телефон, попробуйте сменить активность и переключиться на игру-энерджайзер.
Ученику слишком сложно. Если ученик много ошибался, говорил, что он что-то не понимает, то его стресс всё это время рос. Успехи мотивируют нас продолжать, неудачи - остановиться. Сделайте небольшой перерыв и упростите задание. Можно добавить игровые элементы: например, предложите несколько вариантов ответа, но для каждого из вариантов придумать условное обозначение (хлопнуть в ладоши, показать язык и т.д.).
Ребёнку слишком легко. Неверный уровень сложности может вызывать у ученика скуку и желание поскорее закончить урок. Чтобы вернуть интерес, усложните задание: не заполнить пропуски, а ответить на вопросы или описать персонажа, или формат: назвать слова за 30 секунд.
Ребёнку скучно. Ученик мог потерять интерес к уроку и своим поведением пытается себя развлечь. Важно отнестись к этому с пониманием. Дело не в вас: возможно, что ребёнку не подходит определённая игра или он потерял мотивацию выполнять задание.
- Попробуйте поменять тип активности, например, если вы писали, попробуйте поговорить. Добавьте в задание возможность выбора: предложите ученику самостоятельно выбрать уравнения, которые он решит.
- Переключите фокус внимания на ученика: найдите тему, на которую ребёнку захочется говорить. Все любят рассказывать о себе, но не все детали, аккуратно уточните, чем ученик хотел бы с вами поделиться.
- Будьте наблюдателем. Замечайте, когда ученик начинает скучать, с какими заданиями он справляется лучше, а с какими хуже. Так вы сможете их решить.
Смотрите видео из рубрики "Просто о сложном" по теме.
#учи.дома #онлайнобразование #онлайн-школа #советыучителям
Валерия Елпатьевская, методист Учи.Дома