Несмотря на то что с появлением долговечных аккумуляторов и зарядных устройств даже для кроссовок популярность батареек снизилась, они все равно пользуются большим спросом: в пультах от телевизоров, игровых приставках, электронных часах. И раз уж эти маленькие устройства делают нашу жизнь гораздо комфортнее, почему бы не узнать о них побольше?
1. Первую батарейку изобрел физик из Италии Алессандро Вольта еще в 1800 году. Это если не считать недавней находки археологов, откопавших древний сосуд с неким подобием электролита, который в теории мог бы вырабатывать энергию.
2. Батарейки зачастую малы, но довольно сложно устроены. Это высокотехнологичные элементы, в которых в результате химических реакций выделяется электрическая энергия. Данный процесс происходит между тремя главными элементами батарейки: анодом, катодом и электролитом. В зависимости от типа батарейки для перечисленных элементов используются различные материалы. Анод часто делают из металла, катод – из оксида различных металлов. В качестве электролита используется соль, в щелочных батарейках – двуокись марганца.
3. Существует заблуждение, что батарейки, если их хранить в относительном холоде (но не ниже 0 °С), будут дольше держать заряд и лучше работать. Это вымысел. Более того: охлажденный электролит перестанет активно взаимодействовать с цинковым порошком, катодом и анодным проводником.
4. При деформации корпуса батарейки создается давление, которое может ускорить химическую реакцию внутри устройства. Но это работает лишь с дешевыми солевыми батарейками. Поэтому лучше купите новые.
5. Бытовые щелочные батарейки не могут взорваться, если только не бросить их в огонь. А вот литий-ионные аккумуляторы, которые массово устанавливают в смартфоны и другую мобильную технику, могут возгораться. Правда, такое случается крайне редко. И в основном по вине компании-производителя.
6. Перезаряжать можно те батарейки, на которых указано «аккумуляторы» или rechargeable (с англ. – «перезаряжаемый»). Любые попытки перезарядки остальных батареек приведут к их протечке.
7. Самая большая батарея в мире находится в Фэрбенксе, Аляска. Когда в городе выходит из строя традиционное энергоснабжение, емкости аккумулятора достаточно, чтобы восстановить жизненно важные функции города.
8. Частичная замена батареек ведет к снижению их работоспособности. Совместное использование частично разряженных и новых батареек уменьшает их совокупную емкость.