Интересный тезис услышала я недавно и взяла себе немного времени на подумать. Вот в чем он заключался. Мы разговаривали с родителями о воспитании детей и всплыла такая проблема (постараюсь воспроизвести дословно, но, даже если что-то будет расходится с оригиналом, суть будет понятна):
«Мы, родители, получается, выступаем обслуживающим персоналом: от нас требуется содержать ребенка, покупать ему всякие модные гаджеты, одежду, устраивать ему дни рождения, чтобы «не хуже, чем у других», другие праздники — взамен же мы не получаем отдачи, равной вложениям. Дети сейчас потребители!»
Дети - всегда дети. Их поведение формируется окружением. Если им позволено быть потребителями, совершенно не означает, что они потребители. Окружение формирует такие условия, чтобы потребительское поведение было допустимо и приемлемо.
Фраза «не хуже, чем у других» - не относится к детям. Она относится ко взрослым, которые «не хотят упасть в грязь лицом» перед другими взрослыми. Сама мысль, что кто-то будет о(б)суждать взрослого - становится невыносимой. Условная норма общества диктует то, каким должен быть хороший (нормальный, заботящийся) родитель. И, часто, эта норма имеет финансовое выражение:
- Чем пышнее день рождения
- Чем дороже шмотки
- Чем последнее и навороченнее гаджет
- Чем богаче отдых,
тем ты, родитель, лучше.
Отступление от нормы /предположительно/ вызывает осуждение. А там где осуждение, тут уж без / - а совершенно точно, чувство вины. А поскольку вину ощущать не хочется - родители из кожи вон лезут, чтобы соответствовать. На уровне подсознания дети чувствуют эти слабые места и знают как, в какой момент, какими словами надавить на нужные кнопочки, чтобы родитель провалился и сделал все, чтобы «не хуже, чем у других».
Эти схемы поведения - схемы поведения взрослых. Они относятся к детям только с той точки зрения, что, будучи во власти деструктивного чувства/поведения, родитель учит и ребенка вести себя не на основании осознанности и рациональности, а исходя из /предположительных/ ожиданий общества. И так из поколения в поколение.
Чтобы избавиться от этих схем, необходимо пересмотреть свои родительские, взрослые установки. Научиться действовать осознанно, рационально, в своих интересах и интересах детей, а не ожиданий условного окружения. Тогда и дети перестанут быть потребителями и отношения перестанут быть «я ему всё, а от него не дождешься!»