Найти в Дзене

Прогулки по Милану. "Тайная вечеря"

Церковь Санта-Мария делле Грацие (S.Maria delle Grazie) в Милане
Церковь Санта-Мария делле Грацие (S.Maria delle Grazie) в Милане

Самым моим большим желанием было увидеть однажды «Тайную вечерю» Леонардо. И Плащаницу Иисуса.

Мне посчастливилось, я видела и то, и другое. Но обо всем по порядку. Сегодня о Милане, потом напишу про Турин.

Так вот, хорошо, что заранее покопалась в интернете перед запланированной поездкой в Милан, иначе не видать бы мне в тот раз Леонардовской «Тайной вечери» как своих ушей.

В трапезную монастыря церкви Санта-Мария делле Грацие (S.Maria delle Grazie), где находится изображение, можно попасть только по предварительной записи по телефону. Мне исключительно повезло-нашлось местечко в группе через три дня.

Говорят, иногда своей очереди на посещение приходится ждать и месяц, и два.

От меня потребовали все паспортные данные с адресом и датами, и попросили сразу же произвести оплату кредитной картой.

Затем предупредили, что я должна приехать за 20 минут до начала посещения. Опаздавших с другими группами не пускают. На визит отводится только 15 минут.

Такие вот строгости.

Позже я стала свидетелем сцены, когда итальянские туристы пытались уговорить кассира продать им билет за двойную цену, чтобы пройти в тот же день. Но, увы, запись существует сама по себе, а кассир только выдает билет по длинному номеру, который мне надиктовали по телефону после оплаты.

Это правила, обеспечивающие безопасность шедевра Леонардо да Винчи.

Теперь понимаете, почему я поднялась не свет ни заря и за час до назначенного времени уже сидела на скамеечке возле монастыря.

Желтое двухэтажное здание в глубине это монастырская трапезная. Отсюда начинается экскурсия
Желтое двухэтажное здание в глубине это монастырская трапезная. Отсюда начинается экскурсия
Церковь Санта-Мария делле Грацие (S.Maria delle Grazie) с другого ракурса
Церковь Санта-Мария делле Грацие (S.Maria delle Grazie) с другого ракурса
Осмотреть саму церковь Санта-Мария делле Грацие я решила после посещения Леонардо
Осмотреть саму церковь Санта-Мария делле Грацие я решила после посещения Леонардо

Думаю, что и без моих слов вы догадались, что ни о какой фотосъемке и речи быть не могло, контроль здесь очень жесткий.

Да это и понятно.

Изображение разрушается…

Зачем Леонардо понадобилось писать его в новой, отличной от принятой тогда, технологии, кто сейчас ответит?!

И вообще чудо, что оно не погибло во время англо-американской бомбежки во вторую мировую войну. Ведь свернуть-то и перевезти на сохранение картину невозможно, «Тайная вечеря» написана на стене…

Мы вошли в большой зал без окон (они были заложены во время последней реставрации, чтобы солнечный свет не разрушал краски).

Вот она, самая известная работа Леонардо…

Во всю стену, с фигурами, изображенными в полный рост.

Такое чувство, что ты смотришь в большое окно, а за спиной у Иисуса находится комната.

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи («Ultima cena» )
«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи («Ultima cena» )

Словно подернутая дымкой или тончайшей кисеей, местами осыпавшаяся, она словно истаивает, как снег на мартовском солнышке.

Леонардо начал создавать ее в 1495 году по заказу герцога Людовико Сфорца (Ludovico il Moro Sforza).

Он писал ее в технике, которая, по сути, не является фреской, потому что фрески пишут по мокрой штукатурке.

А здесь была использована техника писания маслом и темперой по сухой штукатурке. Картина была создана всего за три года, но уже в 1517 году краски стали отслаиваться от накапливающейся влаги.

Ее пытались укрыть занавесом от сырости, но ткань только царапала красочный слой.

В 1557 году биограф художника Вазари писал, что картина настолько разрушена, что уже с трудом различаются фигуры.

В 1652 году прямо в росписи была проделана дверь, представляете?

Ее потом заложили, но следы этого вандализма видны.

С 1726 года начинаются попытки спасти шедевр от гибели, но каждая последующая реставрация только наносила ему вред.

Когда в 1796 году Милан захватил Бонапарт, в трапезной устроили склад оружия, а французские солдаты закидывали картину булыжниками и выковыривали глаза Апостолам, забравшись на приставные лестницы.

И как у них руки не отсохли?

Потом они превратили трапезную в тюрьму.

После ухода французов снова начались попытки реставрировать и спасти изображение, его и дописывали, и лаком покрывали.

Поневоле задумаешься: а что тут собственно от Леонардо осталось?

15 августа 1943 во время англо-американской бомбежки трапезная была разрушена, и как осталась целой «Тайная вечеря» один Господь знает.

Да, вся стена была завалена доверху мешками с песком, чтобы не допустить ее вибрации и осыпания красок, но остальные стены это не спасло.

Досталось «Тайной вечере», что и говорить.

Церковь Санта Мария делле Грацие после англо-американской бомбежки, 1943 год
Церковь Санта Мария делле Грацие после англо-американской бомбежки, 1943 год

Только в 1977 году начались работы по очищению изображения от всех неудавшихся реставраций, консервация и восстановление, длившиеся 21 год.

До сих пор гуляет в народе легенда, что якобы Леонардо изобразил рядом с Иисусом только 11 Апостолов, а двенадцатой написал Марию Магдалену. Много раз я слышала об этом, и, конечно же, задала вопрос хранителю музея-правда ли это?

«Нет, это вымысел. На картине изображены все 12 Апостолов. Нет там Марии. Это юный Джованни так красив, что его принимают за женщину».

На следующий день в Пинакотеке Брера (Pinacoteca di Brera) я нашла изображение Джованни.

Он действительно был очень юн и красив, совсем как девушка. Но сделать фотографию было не возможно.

К сожалению, и в интернете не нашлось этого полотна.

На противоположной стене трапезной расположена фреска «Распятие Христа» Джовани Донато да Монторфано (Giovani Donato da Montorfano), созданная в 1495 году.

Существует мнение, что к ней тоже приложил руку Леонардо. Но эти две работы настолько отличаются друг от друга, что в этом возникают большие сомнения.

Здесь нет той перспективы, создающей полную иллюзию объемного пространства, как в «Тайной вечере».

Эта фреска тоже чудом уцелела во время бомбежки, а вот портреты семьи герцога Сфорца, написанные на соседней стене в той же технике, что и «Тайная вечеря», погибли.

Как и великолепная монастырская библиотека.

фреска «Распятие Христа» Джованни Донато да Монторфано (Giovanni Donato da Montorfano), 1495г.
фреска «Распятие Христа» Джованни Донато да Монторфано (Giovanni Donato da Montorfano), 1495г.

Продолжение прогулок по Милану следует.

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить ничего интересного.

Милан
5313 интересуются