Самым моим большим желанием было увидеть однажды «Тайную вечерю» Леонардо. И Плащаницу Иисуса.
Мне посчастливилось, я видела и то, и другое. Но обо всем по порядку. Сегодня о Милане, потом напишу про Турин.
Так вот, хорошо, что заранее покопалась в интернете перед запланированной поездкой в Милан, иначе не видать бы мне в тот раз Леонардовской «Тайной вечери» как своих ушей.
В трапезную монастыря церкви Санта-Мария делле Грацие (S.Maria delle Grazie), где находится изображение, можно попасть только по предварительной записи по телефону. Мне исключительно повезло-нашлось местечко в группе через три дня.
Говорят, иногда своей очереди на посещение приходится ждать и месяц, и два.
От меня потребовали все паспортные данные с адресом и датами, и попросили сразу же произвести оплату кредитной картой.
Затем предупредили, что я должна приехать за 20 минут до начала посещения. Опаздавших с другими группами не пускают. На визит отводится только 15 минут.
Такие вот строгости.
Позже я стала свидетелем сцены, когда итальянские туристы пытались уговорить кассира продать им билет за двойную цену, чтобы пройти в тот же день. Но, увы, запись существует сама по себе, а кассир только выдает билет по длинному номеру, который мне надиктовали по телефону после оплаты.
Это правила, обеспечивающие безопасность шедевра Леонардо да Винчи.
Теперь понимаете, почему я поднялась не свет ни заря и за час до назначенного времени уже сидела на скамеечке возле монастыря.
Думаю, что и без моих слов вы догадались, что ни о какой фотосъемке и речи быть не могло, контроль здесь очень жесткий.
Да это и понятно.
Изображение разрушается…
Зачем Леонардо понадобилось писать его в новой, отличной от принятой тогда, технологии, кто сейчас ответит?!
И вообще чудо, что оно не погибло во время англо-американской бомбежки во вторую мировую войну. Ведь свернуть-то и перевезти на сохранение картину невозможно, «Тайная вечеря» написана на стене…
Мы вошли в большой зал без окон (они были заложены во время последней реставрации, чтобы солнечный свет не разрушал краски).
Вот она, самая известная работа Леонардо…
Во всю стену, с фигурами, изображенными в полный рост.
Такое чувство, что ты смотришь в большое окно, а за спиной у Иисуса находится комната.
Словно подернутая дымкой или тончайшей кисеей, местами осыпавшаяся, она словно истаивает, как снег на мартовском солнышке.
Леонардо начал создавать ее в 1495 году по заказу герцога Людовико Сфорца (Ludovico il Moro Sforza).
Он писал ее в технике, которая, по сути, не является фреской, потому что фрески пишут по мокрой штукатурке.
А здесь была использована техника писания маслом и темперой по сухой штукатурке. Картина была создана всего за три года, но уже в 1517 году краски стали отслаиваться от накапливающейся влаги.
Ее пытались укрыть занавесом от сырости, но ткань только царапала красочный слой.
В 1557 году биограф художника Вазари писал, что картина настолько разрушена, что уже с трудом различаются фигуры.
В 1652 году прямо в росписи была проделана дверь, представляете?
Ее потом заложили, но следы этого вандализма видны.
С 1726 года начинаются попытки спасти шедевр от гибели, но каждая последующая реставрация только наносила ему вред.
Когда в 1796 году Милан захватил Бонапарт, в трапезной устроили склад оружия, а французские солдаты закидывали картину булыжниками и выковыривали глаза Апостолам, забравшись на приставные лестницы.
И как у них руки не отсохли?
Потом они превратили трапезную в тюрьму.
После ухода французов снова начались попытки реставрировать и спасти изображение, его и дописывали, и лаком покрывали.
Поневоле задумаешься: а что тут собственно от Леонардо осталось?
15 августа 1943 во время англо-американской бомбежки трапезная была разрушена, и как осталась целой «Тайная вечеря» один Господь знает.
Да, вся стена была завалена доверху мешками с песком, чтобы не допустить ее вибрации и осыпания красок, но остальные стены это не спасло.
Досталось «Тайной вечере», что и говорить.
Только в 1977 году начались работы по очищению изображения от всех неудавшихся реставраций, консервация и восстановление, длившиеся 21 год.
До сих пор гуляет в народе легенда, что якобы Леонардо изобразил рядом с Иисусом только 11 Апостолов, а двенадцатой написал Марию Магдалену. Много раз я слышала об этом, и, конечно же, задала вопрос хранителю музея-правда ли это?
«Нет, это вымысел. На картине изображены все 12 Апостолов. Нет там Марии. Это юный Джованни так красив, что его принимают за женщину».
На следующий день в Пинакотеке Брера (Pinacoteca di Brera) я нашла изображение Джованни.
Он действительно был очень юн и красив, совсем как девушка. Но сделать фотографию было не возможно.
К сожалению, и в интернете не нашлось этого полотна.
На противоположной стене трапезной расположена фреска «Распятие Христа» Джовани Донато да Монторфано (Giovani Donato da Montorfano), созданная в 1495 году.
Существует мнение, что к ней тоже приложил руку Леонардо. Но эти две работы настолько отличаются друг от друга, что в этом возникают большие сомнения.
Здесь нет той перспективы, создающей полную иллюзию объемного пространства, как в «Тайной вечере».
Эта фреска тоже чудом уцелела во время бомбежки, а вот портреты семьи герцога Сфорца, написанные на соседней стене в той же технике, что и «Тайная вечеря», погибли.
Как и великолепная монастырская библиотека.
Продолжение прогулок по Милану следует.
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить ничего интересного.