Найти в Дзене
AlexiaAnim

Предки известных личностей современности

Михаил Григорьевич Кумаритов.

Родился, учился, женился, прошел НКВДэшные застенки, вкалывал, погиб на фронте. Обычная такая биография для поколения революционных романтиков. Тех, для кого модернизация была ежедневной работой на результат, а не постом в президентском блоге. Тут все как у хорошего драматурга.

Завязка.

Парень из юго-осетинского села Михаил Кумаритов увлекается передовыми идеями о всеобщем равенстве, сражается с деникинской контрреволюцией, устанавливает советскую власть в Дагестане, вступает в партию. 

Готовый, можно сказать, аппаратчик – с актуальным бэкграундом идейного борца и бесценным опытом по организационной части.

Но! Как сказал бы его внук: «Когда цель достигнута, становится скучно!». И товарищ Кумаритов легко задвигает партийную карьеру. У хорошего драматурга в этом месте обязательно лирическое отступление – про звездное небо или чаще грозу, чтобы читатель осознал: герой жаждет масштабных перемен и пускается в путь.

Развитие сюжета. 

Новая цель пахла лекарствами и всем прочим туалетам предпочитала белый халат. Амбициозный как все джигиты и целеустремленный как все предки миллиардеров, Михаил Кумаритов едет учиться в Москву, в медицинский институт. Потом была недолгая практика в Цхинвале, затем аспирантура и ….В общем, страна сказала «Надо!». Это сегодня, систему здравоохранения может возглавлять какой-нибудь опытный неврач, ну, например, экономист.

Тогда, в далеком 1934-м за такую кадровую политику можно было надолго прописаться на Соловках. Даже если речь шла не о целой стране, а об отдельном регионе. Это был блестящий кремлевский проект! Для советских кадровиков Кумаритов был просто находкой: коммунист-медик-джигит. И деда Михаила Прохорованаправляют в Дагестан – возглавить правое дело! В смысле, наладить работу по развитию системы здравоохранения республики.

Как истинный дед своего внука он, конечно, преуспел! За несколько лет – десятки новых больниц, фельдшерских пунктов, роддомов, санаториев. А еще создание научной базы в местном медицинском институте, открытие новых факультетов и т.д. и т.п. Хороший драматург на этом месте обычно обрывает главу. А в кино – обязательно крупный план улыбающегося героя и вдруг – «стоп-кадр»: из цветной картинка становится черно-белой, и зритель как бы догадывается: «Ну, все, приехали!»

Кульминация. 

Черный «воронок» приехал за Михаилом Кумаритовым в феврале 1938-го. Его арестовывают как участника контрреволюционной националистической организации. По ложному, конечно, обвинению. Просто за полгода до этого «взяли» председателя дагестанского правительства Джалал-эд-Дина Коркмасова. Просто Коркмасов не выдержал пыток и подписал все, что насочиняли плодовитые НКВДэшные графоманы. Заговор, переворот, свержение советской власти, ну, в общем, все как в чекистских учебниках.

Под этот протокол «заметают» всю дагестанскую номенклатуру и Кумаритова, разумеется, тоже. Но, то ли суд был не совсем басманный, то ли следователи подустали, а только не по зубам оказался советской Фемиде воинствующий нонконформист Кумаритов. Подследственный категорически отвергает все обвинения, и…дело разваливается за недостаточностью улик. 

Финал. 

Всех бывших регалий он, конечно, лишается. И, слава Богу! Не о чиновничьей же карьере мечтал Михаил Григорьевич, когда под грозой задумывал масштабные перемены? В 1939-м он отправляется военврачом на Финский фронт, а с 41-го руководит передвижным военным госпиталем уже на фронтах Великой Отечественной. Не долго, всего полтора года.

-2
-3

Приказ Главного управления кадров Министерства вооруженных сил СССР. В тексте приказа опечатка - в качестве места рождения Кумаритова Михаила Григорьевича указан г. Сталинград, вместо г. Сталинир (нынешний Цхинвал).

Драматурги любят двойные финалы. На этом месте они, конечно, поставили бы точку, а потом непременно дописали бы Эпилог:

 военврач 2-го ранга, начальник корпусного госпиталя Кумаритов Михаил Григорьевич пропал без вести в ходе боев за город Сталинград.

-4