В первый раз я прочитала эту книгу и подумала: «Вау, дайте мне продолжение, СРОЧНО». А потом пришлось прочитать книгу еще раз, но уже не с целью хорошего времяпрепровождения, а чтобы написать анализ для задания в институте. И тут на поверхность всплыли все маленькие недочеты и один большой вывод: эта книга - пустышка.
Сразу скажу: книга действительно интересная, с этим я не спорю, но с точки зрения какой-то художественной ценности и продуманности сюжета и персонажей в ней очень много проблем. Возможно, такой ажиотаж вокруг нее был частично обусловлен своевременностью появления, ведь роман повествует о возникновении неизученного вируса, а в тот период как раз главной повесткой дня был коронавирус.
Таинственный вирус, из-за которого герои оказались в изоляции от всей цивилизации, называется «токс». Сначала все думали, что это быстро пройдет:
«Учеба продолжалась, учителя с пятнами крови на одежде рассказывали у доски о предстоящих контрольных так, будто через неделю мы встретимся с ними в том же составе. Это не конец света, говорили они, ваша задача — учиться».
Правда, вирус очень быстро начал забирать жизни учителей и рушить правила. Девочки заражались одна за другой, а токс просто «сминал», как было написано в самом романе, их тела, изменяя до неузнаваемости. У кого-то появлялись когти, у кого-то чешуя или второе сердце.
Девочкам приходится брать на себя ответственность за спасение своих жизней и за многое другое. На острове теперь свои законы, и своя иерархия: лишь определенная группа людей может покидать территорию школы, чтобы забирать поставки еды и относить их другим ученикам (этим роман чем-то напоминает «Повелителя мух»). Некоторые моменты кажутся действительно дикими, особенно способ распределения еды:
«За свежую еду мы должны сражаться. Она говорит, что только так можно уладить вопрос по справедливости. Никаких подачек из жалости. Она бы не взяла этот апельсин, если бы не считала, что заслужила его».
В действиях любого персонажа романа преобладает эгоизм, и за это никого нельзя осудить.
Очень быстро оставшиеся ученицы начинают разбиваться на группы и думать только о своих. Так, в центре романа оказались Гетти, Риз и Байетт – для друг друга они были семьей, за которую нужно было держаться. На основе их взаимоотношений поднимается проблема дружбы, которая местами больше напоминает подростковую любовь. Даже на фоне смертельного вируса девочки не перестают сталкиваться с обычными ссорами и довольно детскими обидами. Этот момент показался мне недодуманным, так как такой важный аспект для данного жанра оказался не особо раскрыт, как и сами персонажи. Акцент словно делается не на их характере, а на их мутациях, хотя жанр Young Adult предполагает концентрацию внимания на взрослении детей и сложностях общения со сверстниками.
В какой-то момент появляются линия отношений в формате ЛГБТ, но настолько непонятная и вообще не доделанная, что непонятно, к чему она. Как будто это добавили чисто для галочки, чтобы быть в тренде.
Возможно (хотя я уже ни в чем не уверена), в мутациях учениц будто бы спрятана идея взросления с биологической точки зрения: тело изменяется, причиняет множество боли, что впоследствии крайне трудно принять. Возможно, это символика, притянутая за уши моим филологически-извращенным мозгом.
Почти каждая глава заканчивается интригой, но все же сам сюжет кажется непроработанным: слишком много вопросов и нелогичных моментов, которые даже хотелось бы назвать «дырами», ведь их абсурдность близка к бреду. Некоторые моменты, как зашитый глаз героини, остались нераскрытыми, как будто автор просто забыл про них. С медицинский точки зрения тоже много вопросов: если девочки истощены голодом и едят испорченную еду, то каким образом они остаются способными бегать каждый день и почти постоянно бороться с последствиями вируса? А описанные в жанре «хоррор» мутации, если и были такими страшными, как это описал автор, то должны были быть куда более болезненными на деле. Болевой шок? Не, не слышали. Почти каждая девочка после нового приступа «встала и пошла», как в песне Манижи.
Возможно, центральная идея книги не прослеживается из-за того, что это первая часть длинной истории, на что указывает финал, но все же на данный момент об этом судить довольно сложно. Книга считается дебютом Рори Пауэр и в момент открытия продаж стала невероятно популярной среди подростков, но никакой особой философии в ней, к сожалению, найти не удается. Читайтесь, наслаждайтесь, но не вдумывайтесь: ничего особо ценного вы тут все равно не найдете.