Бесермяне – малочисленный народ северо-запада Удмуртии. По данным переписи 2010 года бесермянами себя назвали 2 101 человек.
Представители этого народа сейчас в основном живут в на северо-западе Удмуртской Республики и очень малое количество, буквально единицы, в Кировской области — в деревнях или в небольших городках. Издавна бесермяне соседствуют с удмуртами, татарами и русскими. Всего насчитывается 41 населённый пункт с бесермянами, из которых 10 — полностью бесермянские деревни.
Краткая история бесермян
В русских летописях 13—15 вв. рассказывается про народ, называющийся бесермянами и проживающий на Волге и в нижнем течении реки Камы. А сохранившиеся записи 17 в. говорят о народе на реке Чепцы, который называется «чуваш», — этноним бесермяне появится чуть позже.
Бесермены (бесермяне), проповедовавшие магометянскую веру, пришли из страны Бесерменов или из Хорезма в Волжскую Булгарию. Они были первыми, от кого некоторые булгарские племена переняли это верование. Джукетау (Жукотин), Кашан, Керменчук и Биляр — основные города, где проживали бесермяне. В результате «нападений, войн» бесермяне с другими племенами мигрировали в район Кукморы, а далее ушли вверх — в район междуречья Вятки и Чепцы, в Карино. Уже после бесермяне прибыли на современную территорию Удмуртии.
До сих остается нерешенной проблема происхождения бесермян — даже несмотря на довольно высокую степень лингвистической и этнографической изученности этого народа.
Бесермяне тюркский народ, но в настоящем их относят к финно-угорским народам, т.к. бесермянский язык в своей основе состоит из языков уральской языковой группы. А некоторые историки и этнографы относительно происхождения бесермян считают, что бесермяне – это потомки древнебулгарского населения.
Рост этнического самосознания начался в 90-ые годы XX в. Появилась бесермянская интеллигенция, люди начали чувствовать ответственность перед быстрым исчезновением этноса. Зимой 1990 года состоялось учредительное собрание Общества бесермянского народа, где была поставлена «бесермянская проблема».
В 1992 г. Президиумом Верховного Совета и Советом Министров Удмуртской Республики было принято постановление «О восстановлении исторического имени бесермянского народа». Постановлением Правительства Российской Федерации в 2000 г. бесермяне были включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.
В 90-е Удмуртским ИИЯЛ УрО РАН впервые опубликовали две книги, полностью посвященные бесермянам:
О бесермянах. Сборник статей / Составитель Г. К. Шкляев. Ижевск, 1997;
Семейные обычаи и обряды бесермян (кон. XIX – 90-е годы XX в.). Е. В. Попова. Ижевск, 1998.
С 1996 года регулярно проводится бесермянский праздник «Корбан». Также функционируют фольклорно-этнографические коллективы.
Язык бесермян
По одной из версии ученых, первоначальный язык бесермян представлял собой один из тюркских диалектов булгарских племен, так как в языке бесермян прослеживаются языковые явления, свойственные современным тюркским языкам Среднего Поволжья и Приуралья.
Информация из картотеки самой известной исследовательницы языка бесермян — Тамары Ивановны Тепляшиной
В процессе взаимодействия с древними удмуртскими группами, бесермяне усвоили удмуртский язык на территории Нижнего Прикамья, но при этом остались древнебулгарские элементы.
В конце XIX века этнографы интересовались бесермянами. Так финским ученым Юрьё Вихманном впервые были введены в науку тексты в идеальной точной записи «бесермянского» диалекта. Прожив в 1892 году неделю в бесермянской деревне Ёжево (соврем.: село Ёжево), он зарегистрировал специфические для бесермян языковые явления, формы слов, произношение и некоторые термины.
Бесермянский язык отличается у его носителей, проживающих в разных районах. Так выделяют лекминский говор и юндинский.
Одна из основополагающих работ по изучению вопроса происхождения бесермянского языка — обширная монография Тамары Ивановны Тепляшиной «Язык бесермян», увидевшая свет в 1970 году. Современные исследователи до сих пор используют наработки Тепляшиной и работают с её картотекой.
Сейчас лингвисты продолжают изучать язык бесермян. Деревню Шамардан Юкаменского района Удмуртии с 2009 года регулярно посещают лингвисты и исследователи удмуртского языка, которые занимаются составлением бесермянского словаря.
«Словарь бесермянского диалекта удмуртского языка» увидел свет в 2013 г. и содержит более 3 000 словарных статей, большинство из которых включают богатый иллюстративный материал, представляющий из себя не только отдельные словосочетания, но и целые предложения, записанные непосредственно от носителей. Второй словарь – «Тезаурус бесермянского наречия: Имена и служебные части речи (говор деревни Шамардан)» опубликован в 2017 г.
Быт бесермян
Бесермяне в современной истории – земледельцы. На своих территориях они выращивали озимую рожь, ячмень, овес; из технических культур — лен, коноплю; из овощей – репу, лук, а около 1860 года на огородах появился картофель. Также они занимались охотой, рыболовством, животноводством и бортничеством — добывали мёд.
Под лен отводились большие участки полей. Ежегодно засеивали по одному пуду льна на каждую взрослую работницу в семье. По вычислениям бесермян, ровно столько, чтобы материала от урожая льна хватало на всю зиму для работы одной женщины.
В конце XIX века каша из круп местного производства, картофель, горох, лук и капуста, вместе с хлебом были обычной пищей. В огородах морковь к тому времени еще не сажали. Из мяса предпочитали конину.
Бесермяне в сочельник, 6 января, пекли сочни из пресного теста с коноплей, который они называли «куарнянь» и угощали ими ряженых – «вожо». Также в праздничные, обрядовые, поминальные дни готовили: шаньги, пироги с различной начинкой, паровые ватрушки с мясом, яичные блины – бэлем, суп с мясом и взбитым яйцом — пуштэм и другое. Пили бесермяне квас «сюкащ», пиво «сур», брагу и кумышку — дистиллят из кумыса. Женщины варили домашнее черное пиво.
Жили бесермяне семейной общиной вплоть до 30-ых годов XX в., разделы были крайне редки, в пределах двора. Состав семейств большой, иногда до 50 человек. В одном доме жили деды, родители и сыновья со своими семьями. Примечательно, что межэтнические браки почти не встречались, это обуславливалось особенностями культуры.
Традиционное жилье бесермян представляло собой срубную избу с двускатной крышей. Окна украшали наличниками, а ворота были резными. Во дворе чаще всего был двухэтажный амбар – «кенос»: на первом этаже хранились продукты, а на втором – одежда. В теплое время года там могли ночевать. Также в усадьбе располагались: баня, хлев, двор для скота и вэйкищкан куала.
Вэйкищкан куала — традиционное религиозное святилище бесермян. Представляет собой низкую срубную постройку в рост человека с односкатной крышей, низкой дверью и без окон, расположенной в огороде. Название святилища связано с обязательным предметом жертвоприношения – вэй «масло». Масло лили в обозначенном месте этой постройки. Один раз в год в середине лета, до наступления Петрова дня, проходило моление в войкищкан, в нем принимали участие пожилые женщины одной родственной группы одетые в белые костюмы. В святилище, считали бесермяне, обитает дух «бабача» - дедушка, которому приносили жертву и просили, чтобы скот не болел, и благополучия.
Вера бесермян
11 сентября 1740 года был издан именной Высочайший указ для массового крещения иноверцев. Указ предписывал предоставлять, принявшим христианство, льготы в платеже податей и отбывании рекрутской повинности в течение трех лет. Так значительная часть бесермян Глазовского уезда приняла православие. Этот факт подтверждают проведенные ревизии, в которых указаны имена и фамилии до крещения (в основном тюркского происхождения) и полученные православные имена, фамилии от священников при крещении.
Примечательно, что некоторые бесермянские фамилии в процессе крещения не подверглись изменению. Например, Сабреков, Бибанаев, Абашев, Зянтереков, Зямбаев, Болтачев, Дюкин, Зянкин, Ешмеметьев, Антуганов, Биянов, Зяналеев и др.
Бесермяне, не принявшие православие обратились в мусульманскую веру, стали называться татарами. В Глазовском уезде при волостном делении в начале XIX некрещеных бесермян и татар относили к Починошной волости, а крещеных бесермян – к Юберевской.
Мифология бесермян
Сохранилась информация о стародавних верованиях и мифологии. Вот основные боги и духи, которые были известны бесермянам, — о них мы узнали от представителей этого народа и исследователей.
Ачарвак – мифический обитатель реки, полуптица-получеловек. На берег реки для Ачарвак (именно так, без склонения) приносили угощение, чтобы птицы не съедали растущие побеги и чтобы лучше ловилась рыба.
Вукузё – хозяин воды. Осенью ему приносили жертву на берегу реки — резали гуся, чтобы на следующий год было много гусят и хозяин воды присматривал за ними на речке.
Иньмар – творец, бог неба.
Нюлес бабам или Лудкузё – хозяин леса. Ему в дар приносили уток и гусей, чтобы его задобрить. При этом имя хозяина леса говорить вслух было запрещено. Бесермяне считали, что если человек срубит дерево Лудкузё, то обязательно заболеет. Накануне дня Кузьмы и Демьяна ему в жертву приносят гуся в священной роще.
Межамумы или Межакузё — хозяин полей. Чтобы задобрить его и попросить благосклонности к посевам, в пашне закапывали яйцо. Когда колосилась рожь ему приносили в жертву хлеб и пиво. После сбора урожая на поле приносили в жертву барана, а после жатвы под последним снопом оставляли для хозяина поля хлеб с маслом.
Коркакузё — хозяин дома. На праздник нового урожая осенью в подполье ему приносили в жертву гуся и просили защитить этих птиц в период высиживания яиц, когда их заносят в дом.
Лешак – бестелесный дух, который обитает повсеместно и причиняет мелкие неприятности. Его также звали привычными нам словами «чертяка, черт».
Кроме хозяев и духов у бесермян бытовало верование, согласно которому существовали определённые часы, когда не стоило выходить со двора. На бесермянском языке оно звучит как «неврама» – неподходящее время для совершения каких-либо действий. Например, плохое время – это полдень. В полдень нельзя было ходить в лес, нельзя было гулять рядом с полем, это могло разгневать высшие силы.
Одежда бесермян
Традиционный костюм бесермян достаточно яркий. Он состоит из туникообразной рубахи с вышивкой на рукавах и груди; на подоле также вышивка, в которой преобладают красные, синие, оранжевые, зеленые и желтые цвета. В холодное время года бесермяне традиционно носили распашной халат.
Маленькие девочки носили красную круглую шапочку, спереди которой нашивались мелкие серебряные монеты в два или три ряда от уха до уха. Они могли нашиваться и треугольником — монетами и каури в центре лба.
Девушки носили небольшую остроконечную шапочку (такъя), которую украшали монетами, бисером и раковинами каури. Около ушей к такъе пришивались несколько монет, имитирующие серьги. А сзади, сверх косы, лента с монетами и украшениями.
На свадьбу невесте шили специальное покрывало на голову из ткани красного цвета, а чтобы прикрыть лицо, расшивали полотно белой тесьмой и длинными кистями.
Головной убор замужних женщин кашпу также обшивался монетами, каури и бисером. Под кашпу голову повязывали белым платком, прикрывая при этом шею.
Женщины постарше носили полотенце из белой ткани и шапочки. Поверх всего надевали ситцевый, атласный или кашемировый платок. Любили носить украшения из бисера, раковин каури, коралла и монет.
Что же касается мужчин, то праздничный костюм состоял из рубашки, сшитой из белого холста с вышитым воротником-стойкой и вырезом по середине. Края подола и рукавов рубахи также украшались вышивкой. Рубаха была почти до колен и подпоясывалась плетенным поясом. Брюки белого цвета, чуть ниже колен. Заправлялись в высокие белые онучи. На ногах лапти. На голове войлочная белая шляпа с загнутыми вверх краями. Повседневно носили традиционную рубаху-косоворотку, сшитую из домотканой пестряди, таких же штанов, белых онучей и лаптей. Как и у всех народов по костюму можно было определить возраст и положение в обществе.
Культурное наследие
Бесермяне – певучий народ. Они поют в собственном стиле, который называет «крезь». У крези нет текста, она представляет собой слоги и интонации, передающие душевное состояние певца.
Для гостей бесермяне могут исполнить такие песни:
Музыкальный инструмент народа – волынка «боз», изготовленная из шкуры и кожи животных и резервуара, оборудованного несколькими (двумя или тремя) трубками. Игра на волынке – обязательный свадебный обряд.
Еще бесермяне играли на колотушке «Чолпан». Изготавливается она из бревна, установленном на специальной стойке, а из сучьев делаются специальные колотушки.
Традиции бесермян
Малочисленный народ отмечает как православные праздники, так и тюркско-мусульманские.
У каждого события свое название на наречии, например:
Вербное воскресенье — Вэрва нунал;
Пасха или Великий день — Паска, Великтэм;
Великий четверг — бурчин (мулине) кэрттон, «завязывание шелковых ниток».
Накануне этого праздника гадали на будущего супруга или супругу, а также приносили в дом ветви можжевельника, которым окуривали дом, дабы защитить его от злых духов. Утром детям, желая здоровья, повязывали на запястье шелковую плетенную ниточку (как правило, красного цвета) и угощали их блинами. Такие браслеты носили до праздника Акашка, а после бросали их в воду, уплывая нитки уносили болезни.
Лазарева Суббота — Вэрба Суббота.
В этот день собирались близким кругом, готовили брагу, а после застолья хлестали пришедших вербой.
Кузьминки осенние — окончание аграрного года. В роще, принадлежавшей Хозяину леса, устраивалось моление, мужчины совершали жертвоприношение: оставляли еду в берестяном коробе под елью.
Спасибо за внимание. Больше информации о малочисленных коренных народах России — ищите в группе фестиваля «Этноскоп».