Найти тему
Светлана Красавкина

Школьные актрисы и режиссёры

В традиционной школе - учитель, как правило, это артист. В его педагогические задачи (кроме всех прочих) входят:

1. Привлечь и удержать внимание учеников;

2. Приятным и чётким голосом доносить информацию;

3. Воздействовать на учеников обаянием, авторитетом, интеллектом, красотой, юмором, угрозой, похвалой, запугиванием... ну, у каждого свой любимый способ...

Что тут говорить, основная масса учителей в школе это женщины.

-2

Я — женщина и значит я актриса,
во мне сто лиц и тысяча ролей.
Я — женщина и этим я опасна,
огонь и лед навек во мне одной.
Я — женщина и значит я прекрасна,
с младенчества до старости седой.
Я — женщина и в мире все дороги
ведут ко мне, а не в какой-то Рим.
Я — женщина, я избранная богом,
хотя уже наказанная им!

(Наталья Очкур)

Артистическая природа кроется в любой демонстративной профессии. Достаточно овладеть (целенаправленно или интуитивно) вниманием зрителя (то есть детей, в нашем случае) и прекрасно нести себя! Пусть любуются, пусть очаровываются, гипнотизируются или запугиваются... - великолепный путь!


Ладно, а если представить себе учительницу (учителя) не актрису, а режиссёра?

В таком случает дети на уроке из пассивных зрителей превращаются в активных артистов, азартных участников действия, вовлечённых в процесс игры.

-3

Чем отличается педагог-актриса от педагога-режиссёра? В первую очередь особенным, режиссёрским мышлением! Режиссёр - это творец, создающий условия для творческого процесса артистов; "окунатель" в состояние самозабвенной игры; провокатор, "проявитель" спонтанной природы. Это тот, кто умеет предложить правильные логико-предметные задачи в нужный момент и постоянно держать интригу. Для этого нужен режиссёрский ум.

КАК ПОСТАВИТЬ АКТРИСЕ РЕЖИССЁРСКОЕ МЫШЛЕНИЕ?
1. Самое главное и фундаментальное - развивать воображение. Воображение - это природный, естественный и спонтанный источник новых идей, креативных мыслей, ну и конечно источник сил и вдохновения, которые требует профессия учителя. Для этого существует огромное количество всевозможных тренинговых упражнений из актёрско-режиссёрской практики. Это необходимо для разработки и сочинения сценария урока. Кроме того, тренинги по системе Станиславского не отнимают силы, а скорее заряжают энергией, позитивным настроем, доверием себе и коллегам.

2. Развитие внимания. В сценической практике этому отводится особое место. В театре внимание становится векторным, контролируемо-направленным и практически осязаемым. Режиссёр должен владеть не только своим вниманием, но и вниманием своих артистов, чтобы вовремя переключать логико-предметную задачу, как ключевую точку и двигать (разворачивать) спектакль учебного процесса.

3. Освоение мхатовской паузы и точного, уместного слова. Мхатовская пауза, это особенная, наполненная смыслом пауза, которая невероятно магическим способом заставляет держать напряжение зрителя, не расслабляет не отпускает. Хорошо бы учитея-режиссёра научить пользоваться паузами осмысленно и уместно, а так же навыком использования точного слова, пластическому интонированию и другим ораторским премудростям.

4. Бывает у хороших учительниц-актрис от природы красивый бархатный голос и красивая, чёткая речь. Но не всегда. Есть и такие, которые говорят сдавленным визжащим голосом, натянутым. Такую актрису слушать тяжело. Такой голос быстро утомляет. Постоянно возникает ощущение, что она выдавливает из себя мучетельные звуки.
Навык владения своим голосом (звуком, дикцией, орфоэпией) даст много возможностей и позволит не напрягать голосовые связки, а следовательно не утомлять голос и экономить силы. В общем-то этот навык, как мне кажется нужен любым "артистам", даже тем, кто вовсе и не собирается перерождаться в учителя-режиссёра.

5. Желательно режиссёрам тренироваться на режиссёрских задачках. Например этюдные работы, оживление картин, разбор пьес и поиски сценических форм на материале. Всё это помогает постановке нужного, правильного мышления, необходимого для успешной педагогической режиссуры.

6. И конечно развитие художественного вкуса и эстетики! Особенно это необходимо для учителей начальных классов и гуманитариев.

В заключении, хочется отметить, что мало кто из учителей-артистов желает окунуться в мир педагогической режиссуры. И есть актрисы, которые только и занимаются, что самолюбованием на уроках. Я думаю, что это результат невыраженной артистичной женской натуры. Ибо не было бы столько женщин в школе... А режиссёр - профессия мужская по природе своей, как врач, инженер или математик. Но мыслится мне, что за режиссурой и актёрским мастерством в Российских школах - будущее!Согласны ли вы со мной?