Эту историю рассказала мне читательница канала. Мои комментарии в конце.
Это было в 1983 году. Нас во втором классе было больше 30 человек. И был у нас один непопулярный мальчик Дима. Он был в очках со стеклянными линзами. Непопулярность связана не с этим, но очки позже станут важной деталью. Дима был никому не интересен. Мальчишкам хотелось побегать,покричать на переменах, Дима в этом участия не принимал. Он был отличником, ходил один, разговаривал сам с собой. Несколько раз его попытались привлечь в игру, он не захотел, больше инициативу никто не проявлял. Однажды все собирались после школы домой. Мальчишки кто возился со второй обувью, кто кидал шапки в потолок, кто гонялся за кем-то. Как обычно, шумно и суматошно. Дима проходил мимо мальчиков, чего-то испугался и решил пробежать быстро. Как назло, он споткнулся, упал, очки слетели и разбились.
Подбежала учительница и тут же, не разбираясь, начала обвинять мальчиков, которые соревновались, кто выше кинет шапку. Дима — отличник, он просто заведомо не мог быть виноват по мнению учительницы. Накричала, отругала. Все ушли по домам. Но на этом история не кончилась. Пришла в школу бабушка Димы и в присутствии учительницы выговорила всему классу что-то в стиле «Как вы смеете играть, резвиться? Дима в очках. Вы бегали, а у Димы из-за вас разбились очки!»
С этого момента вокруг Димы образовался вакуум. Его не обижали, себе дороже. Не дразнили. Его просто все дружно обходили стороной. Никто не хотел без вины снова быть виноватым. С ним не вставали рядом на физкультуре, не выбирали его в пару. Дима оказался полностью исключён из общения. Это не стало махровой травлей только потому, что нас держала учительница. На следующий год ситуация с обособленностью Димы сгладилась. Помог случай. В третьем классе к нам пришёл новенький. Тоже в очках и тоже круглый отличник, но при этом рубаха-парень. Посадили его рядом с Димой, и как-то они нашли общий язык. Новенький стал своего рода проводником для Димы в мир общения с ребятами.
А потом класс перешёл в среднюю школу, я поменяла школу, не знаю, как дальше сложилась судьба Димы.
Комментарий автора канала
Сложно оценивать ситуацию, которой много лет, которая рассказана только одной стороной, не все детали нам известны. Но если взять за аксиому, что никаких других деталей нет, что мальчик Дима не мог бы ничего добавить в этой истории, то по формальным признакам описанное — это не травля. Это непопулярность. Я уже не раз объясняла разницу, повторюсь. Чтобы явление назвать травлей, должно быть 4 признака:
1. Психологическое и/или физическое насилие, агрессия
2. Регулярность, систематичность
3. Неслучайность, целенаправленность
4. Неравенство сил
Бойкот является видом травли. Разница непопулярности и бойкота в призывах. Если дети не хотят с кем-то играть, сидеть, общаться, это непопулярность. Ребёнку грустно, печально, но не больно. Невозможно никого заставить любить каждого. В бойкоте должен быть призыв: «А давайте не будем с ним общаться!», «Фу, он вонючка, не подходите к нему!» Пока такого призыва нет, это не бойкот. С непопулярностью можно работать. Ровно от обратного, повышая популярность,работая с ребёнком.
Одно неосторожное движение, и непопулярность может перерасти в травлю. Героиня данного интервью, рассказавшая историю, говорит, что в травлю не перешло. Хотя мы не знаем, что было в средней школе. Перерасти могло. Всё зависит от следующих учителей, их авторитета.
Ну и как обычно, стандартный сценарий наблюдается и в этой истории. Теми самыми неосторожными движениями, опять были движения взрослых. Учителя, голословно обвинившего, бабушки,
пришедшей со скандалом.
Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.
Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.