Прошлой весной, на экскурсии в Третьяковскую галерею, мы остановились у знаменитого полотна Карла Брюллова "Всадница" (1832 год) – парадного конного портрета красавицы в натуральный рост.
Помню, как в детстве я натыкалась на репродукцию везде, ее помещали даже на конфетные коробки ( как "Неизвестную" Крамского). Я любовалась ею, не задерживая взгляд на деталях, – красивая девушка, старинное платье, собачки, милая девочка на крыльце... Через много лет Третьяковке дочь назвала эту работу "тревожной", даже пугающей.
Чем же она может напугать?
Вот детали, которые замечаешь при внимательном взгляде на картину:
страх в глазах девочки проглядывает сквозь восхищение всадницей;
разгоряченная лошадь с вытаращенными глазами. Она бьет копытами, будто вот-вот сбросит наездницу;
лающая сбоку лохматая собака – даже она ведет себя беспокойно;
гнетущий предгрозовой пейзаж, почти ощутимый шелест листьев;
контрастная цветовая гамма. Брюллов умело использует трудносочетаемые цвета – голубой черный, изумрудный и розовый, при этом нет ни малейшего ощущения неестественности. Как яркое пятно - красная занавеска, которую видно с крыльца;
ну и наконец еще более впечатляющий контраст – выражение лица всадницы. Кто-то видит в нем бесстрашие и спокойствие, а нам пришло в голову другое. Безразличие и покорность. Чему? Неизбежному?
Ходит история: изображенная Брюлловым девушка погибла, упав с лошади, в год написания картины, и с тех пор у "Всадницы" недобрая слава...
Мы начали проверять информацию и узнали вот что:
По одной из версий (самой распространенной в советское время), моделью для наездницы стала заказчица картины - графиня Юлия Самойлова, в которую художник был, вероятно, влюблен. Более достоверной представляется другая: Брюллов изобразил приемных дочерей графини – сестер Амацилию и Джованнину Пачини, дочек умершего итальянского оперного певца. (По другой версии, старшая, Джованнина, была дочкой сестры второго мужа Самойловой. Или даже незаконным чадом самой графини...) В записях Брюллова присутствует название работы "Джованин на лошади" - так что, скорее всего, всадницей позировала как раз-таки эта девушка.
Известно, что Джованнина вышла замуж за военного, австрийца Людвига Ашбаха, с которым уехала в Прагу. Молодая женщина долго судилась с обедневшей приемной матерью, пытаясь взыскать с нее деньги.
Получается, что ни с какой лошади красавица не падала. Но тогда откуда же трагическая легенда?
Оказывается, есть еще версия о том, кто был моделью для главной героини картины. Это французская оперная певица Мария Малибран – сестра известной Полины Виардо.
Та красавица действительно упала с коня в возрасте 28 лет, получив тяжелые травмы, которые, возможно, и стали причиной ее смерти в последующем: Мария Малибран скончалась прямо на сцене, во время концерта.
Вот сколько загадок у "Всадницы", и не случайно при взгляде на картину ощущается не только восторг, но и тревожный холодок.