Найти тему
Эпонимы и Мы

КОЛЕСО АРИСТОТЕЛЯ

Умение рассуждать, мыслить логически, искать и находить смысловые нестыковки в предложенных моделях, разгадывать интеллектуальные ребусы и каверзные загадки - всё это отвечает настоящего Мужчину от всяких там узколобых никчемностей.

Вот у меня всех этих качеств нет, поэтому я хочу, чтобы они были у вас.

И в качестве тренинга по развитию мозговой мышцы предлагаю загадку, над которой ломали головы ещё тысячи лет назад, во времена расцвета Древней Греции. Говорят, этот физико-математический парадокс был описан Аристотелем, выдающимся философом Античности, в книге «Механика» (IV век до н. э.). Много веков спустя над ней бились учёные такие умы как Галилей, Декарт, Ферма и т.д. С переменным успехом, надо сказать.

КОЛЕСО АРИСТОТЕЛЯ. Фото с сайта https://storm100.livejournal.com/465268.html
КОЛЕСО АРИСТОТЕЛЯ. Фото с сайта https://storm100.livejournal.com/465268.html

Представьте, что у вас есть два колеса, насаженных на одну ось. Колесо вращается без скольжения. В любой момент все точки меньшей окружности можно привести во взаимно однозначное соответствие с точками большей окружности.

Получается, что обе окружности имеют одинаковую длину?

Или всё-таки тут где-то скрывается ошибка в рассуждениях?

Где же?

Аристотель (384 до н.э. - 322 до н.э.)  Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Аристотель
Аристотель (384 до н.э. - 322 до н.э.) Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Аристотель

Аристотель (384 до н.э. - 322 до н.э.) - древнегреческий философ, ученик Платона, учитель Александра Македонского. Благодаря ему в наш лексикон вошло слово "лицей", потому что свою школу Ликей он основал в Афинах, возле храма Аполлона Ликейского.

Аристотеля считают родоначальником формальной логики. Созданный им понятийный аппарат до сих пор является основой философского лексикона и стиля научного мышления. А кроме того, он заложил основы современных естественных наук и создал всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, физику, логику.

В общем, это был такой Человечище, что описывать все его достижения здесь даже как-то неприлично - лучше почитать о нём в ЖЗЛ.

Фото с сайта https://www.goodreads.com/book/show/25778441
Фото с сайта https://www.goodreads.com/book/show/25778441

Но нам-то интереснее узнать, какие эпонимы связаны с этим именем - помимо КОЛЕСА АРИСТОТЕЛЯ.

Их не так много, на самом деле.

У морских ежей есть интересный орган, представляющий собой что-то типа пяти челюстей - АРИСТОТЕЛЕВ ФОНАРЬ. Ежи используют его не только для жевания пищи, но и для перемещения и рытья нор.

АРИСТОТЕЛЕВ ФОНАРЬ под буквой г. Фото с сайта https://studref.com/680617/geografiya/iglokozhie_echinodermata
АРИСТОТЕЛЕВ ФОНАРЬ под буквой г. Фото с сайта https://studref.com/680617/geografiya/iglokozhie_echinodermata

МОДЕЛЬ АРИСТОТЕЛЯ - одно из понятий в ораторском искусстве. В процессе общения одного человека с массами Аристотель выделял три компонента: "Оратор - Речь - Аудитория".

В своем труде "Риторика" он писал: "Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя)". 

Иными словами, на первом месте должно стоять именно мастерство оратора, уже потом - тема доклада, а аудитория вообще третьестепенна.

Именно поэтому мастер риторики способен зажечь массы, даже имея весьма смутное представление о том, ЧТО он говорит, ведь главное - КАК говорить (вспомните ЭФФЕКТ ДОКТОРА ФОКСА).

Если оратора заменить на писателя (журналиста, блогера и пр.), ничего принципиально не изменится. На первом месте - умение красиво излагать. На втором - то, о чём излагают. А уж для кого всё это делается - не столь важно...

P.S. Если вы до сих пор не поняли, в чём же тайна КОЛЕСА АРИСТОТЕЛЯ, рекомендую почитать вот этот пост, тут всё подробно. Какой смысл переписывать и пересказывать?