Продолжаем знакомиться с животным миром Юго-Восточной Азии! Сегодня речь пойдет о древней породе кошек — бирманской (бирм. ဘီယာမန်ကြောင်). Она единственная, в чьём названии присутствует слово «священная» и чьë название принято писать с заглавной буквы. Происхождение её окутано множеством таинственных легенд, но самая знаменитая такова:
Когда-то меж величественных гор северной Мьянмы (ранее — Бирмы) на самом берегу озера стоял храм Лао-Тсун. Служившие в нем монахи посвящали жизнь молитвам богине Тсун-Кьян-Ксе, переводившей души между мирами. Огромная статуя богини из чистого золота с глазами-сапфирами являлась святыней храма. В храме жили сто священных кошек с длинной белой шерстью и жёлтыми глазами, в чьи тела переселялись души умерших монахов перед тем, как попасть на небеса. Кошек почитали и берегли.
Лама священного места, старец Мун-Ха, все дни проводил в медитациях возле статуи. В эти минуты рядом с ним всегда был его преданный кот Синх. Однажды храм подвергся нападению грабителей, жаждавших заполучить статую. Защищая свою богиню, Мун-Ха был ранен и умер у ног её изваяния, обратив в сапфировые глаза последний взгляд. Монахи, лишённые поддержки ламы, уже готовы были сдаться, но их заставил остановиться пронзительный, почти человеческий крик — то обезумевший от горя Синх застыл возле своего хозяина, положив белые лапы ему на лоб. На глазах монахов произошло чудо: хвост, лапы, уши и морда кота потемнели, впитав силу священной земли, кончики пальцев, погружëнные в волосы старцы, побелели, как его седина, а шерсть на спине и боках окрасилась золотым сиянием. Глаза Синха, уподобившиеся по цвету глазам богини и вобравшие в себя её магию, обратились к южной двери храма. Поняв, что душа мудреца переселилась в кота и призывает всех защищать богиню, монахи смогли оттеснить разбойников и захлопнули тяжелые бронзовые ворота. Храм был спасён от осквернения и разграбления.
Ещё шесть дней верный Синх сидел на груди Мун-Ха. Сидел и неотрывно смотрел в сапфировые глаза статуи. А на утро седьмого дня тихо умер, вознеся душу монаха, достигшего совершенства на земле, в рай. Тотчас же все девяносто девять котов храма обрели окрас Синха. Спустя ещë семь дней они безмолвно окружили самого молодого монаха храма, указав его преемником Мун-Ха. С тех пор смерть священной кошки знаменовала собой последний этап перед освобождением достойной души, окончившей земные воплощения.
Вот такую удивительную легенду поведали в храме Лао-Цзы английскому майору Расселу Гордону в ответ на спасение от очередного набега в 1898 году. К сожалению, котята, подаренные ему, в Европу так и не добрались. Зато майор привез бесценные записи, которые гласили: «обречён на вечные муки тот, кто поднимет руку на священного кота, и ждут его страшные муки, пока не простит его душа Мун-Ха».
В 1910 году американский миллионер Вандербильт приобрёл двух бирманских котят и подарил их француженке, отправившейся вместе с ними в Ниццу. Кот умер в дороге, а кошка родила котëнка-девочку, которую назвали Пупе де Мальдепур. Во Франции Пупе и её потомки стали звёздами кошачьих выставок (некоторых котят покупали за десятки тысяч франков). Работа над породой до 30-х годов велась тайно, а после войны все документы и вовсе были утеряны. Для восстановления породы были взяты кошки из Франции (их там осталось всего две), Швейцарии и Бельгии. И вот, в 1950-х годах ходившее в народе название «бирманская кошка» было официально изменено на «священная кошка из Бирмы» или просто «Священная бирма». Началось распространение породы почти по всему земному шару.
Не удивительно, что бирманские кошки имеют такую популярность. Кроме интересной внешности и сапфировых глаз, в которых можно утонуть, они обладают ласковым характером. Неспроста их называют «человеческими кошками» из-за умения находить общий язык с людьми и быть им настоящими соратниками. А ещё мяуканье бирманцев мелодично и даже напоминает пение. Кто знает, быть может, это голос древней богини?