В марте 1918 года Москва вновь стала столицей страны после двухвекового перерыва. Советские власти во главе с Лениным покинули Санкт-Петербург (тогда Петроград) и переместились в Первопрестольную. Официально о переносе было объявлено 16 марта 1918 г.
Как это было, хроника переезда и как жила Москва в 1918 году, много фото и рассказы - читайте ниже
21 февраля 1918 г. был принят декрет «Социалистическое отечество в опасности!»
Германские войска продолжали наступать и ко 2 марта даже подошли к Петрограду на расстояние артиллерийского выстрела.
Интересно, что ещё 1 марта ВЦИК продолжал решительно заявлять, что «слухи» о переносе столицы являются беспочвенными, при том, что решение было принято Совнаркомом ещё 26 февраля. Параллельно с этим была запущена дезинформация, что правительство будет переезжать в Нижний Новгород.
Главным организатором переезда советского правительства из Петрограда в Москву стал управляющий делами Совнаркома Владимир Бонч-Бруевич.
Конечно, невозможно было перевести правительство полностью тайно, но приоритетом было не привлекать внимания хотя бы к переезду первых лиц, обеспечив их безопасность.
10 марта 1918 года в 21:30 Владимир Ленин покинул Смольный, а уже через полчаса сел в спецпоезд, ждавший его на окраинной станции «Цветочная» на юге Петрограда. Так эта станция выглядит в наши дни:
Отправлению состава со станции «Цветочная» советский художник К. Светлицкий даже посветил отдельное полотно:
В целях конспирации поезд долгое время ехал с выключенными огнями.
Историк Александр Никольский сообщал несколько интересных деталей переезда:
…комендантом поезда назначили М.Цыганкова. (Впрочем, в некоторых других источниках упоминается, что эту должность исполнял П.Мальков — будущий комендант Кремля.) Для решения возникающих в пути «железнодорожных» проблем в литерном ехал также начальник службы движения Николаевской дороги Н. Скарман. Охрану пассажиров поручили надежным людям — отряду латышских стрелков из ста человек под командованием О.Берзиня. Основная масса их ехала в хвостовом вагоне, кроме того, посты вооруженных винтовками латышей дежурили на площадках каждого вагона, на паровозе. В будку машиниста протянули для осуществления оперативной связи полевой телефон, на тендере поставили пулемет…<…>Согласно разработанному организаторами плану за 15 минут до этого от платформы Николаевского вокзала отошел другой литерный состав с «правительственными» пассажирами. Именно за ним и должен был пристроиться, выйдя на магистральный путь, поезд с Лениным. А в арьергарде следовал еще один из литерных спецсоставов, отправившийся с Николаевского. Благодаря этому поезд №4001 надежно был прикрыт и спереди, и сзади.Все вроде бы шло спокойно. Как только «главный» литерный оказался на Николаевской магистрали, в вагонах зажгли свет. По воспоминаниям очевидцев, сразу после этого Ленин в своем купе занялся делом. Он писал очередную работу — «Главные задачи наших дней».Однако без происшествий не обошлось. План спецоперации оказался нарушен уже в самом начале. За первым литерным составом с товарных путей Николаевского вокзала неожиданно тронулся «посторонний» поезд, да еще какой! Это был воинский эшелон, теплушки которого были набиты анархистски настроенными матросами, дезертировавшими с фронта. Из-за недостаточно четкой организации движения на железной дороге этот состав сумел вклиниться между головным литерным и «ленинским» поездами. Несколько раз при прохождении промежуточных станций эшелон-нарушитель пытались загнать на запасной путь, освободив дорогу 4001-му, однако агрессивно настроенная «братва», выскочив из вагонов, заставляла железнодорожников переводить стрелки на главный путь.Развязка должна была наступить на узловой станции Малая Вишера, где в то время все поезда обязательно делали остановку для смены паровоза или пополнения запасов топлива и воды на нем. Когда среди ночи литерный, на котором ехал Ленин, подкатил к этой станции, она уже была полна высыпавших из теплушек воинского эшелона вооруженных дезертиров. Знали ли они о спецпоезде с главой большевистского правительства, неизвестно. Однако, как только 4001-й остановился, матросы попытались приблизиться к его вагонам… И наткнулись на шеренгу латышских стрелков, ощетинившихся штыками. А с крыш вагонов грозили стволы нескольких пулеметов. Навстречу анархистам вышел в сопровождении десятка бойцов Берзиня В.Бонч-Бруевич и предложил немедленно сдать оружие и разойтись по вагонам. Оказавшись под прицелом, дезертиры вынуждены были повиноваться. В итоге техническая остановка в Малой Вишере обошлась без стрельбы. Эшелон-нарушитель с запертыми в теплушках буйными матросами перегнали на запасной путь, а литерные правительственные поезда двинулись дальше уже в запланированном порядке.
Около 20 часов 11 марта 1918 г. спецпоезд прибыл в Москву, Ленин с Крупской разместились в гостинице «Националь», переименованной в 1-й дом Советов и ставшей по сути большим общежитием и офисом для новых советских властей.
Глава советского государства с супругой и сестрой Ленина Марией Ульяновой заняли номер 107.
Итак, к работе в Кремле советское правительство приступило по факту 12 марта 1918 г.
В этот же день, 12 марта, в «Известиях» вышло объявление о разуплотнении Москвы. В новой столице должны были остаться только те, кто «выполняет какую-либо общественно необходимую работу».
При этом официальное на всю страну и мир «Извещение о переезде в Москву» было выпущено Совнаркомом и опубликовано лишь 16 марта 1918 г.:
Итак, перенос столицы в Москву прошел следующие этапы:
11 марта – правительственный поезд с Лениным прибыл в Москву
12 марта – советское правительство приступило к работе в Москве
16 марта – ровно 100 лет назад, переезд был оформлен официально
Спасибо, что дочитали. В воскресенье, 31 июля, в 12:00 выйдет публикация с видами Москвы 1918 года