Найти в Дзене
Алексей Харин

ИЗ ХРОНИК ГУГЕНОТСКИХ ВОЙН. «ГРАФИНЯ ДЕ МОНСОРО» (1997 г.).

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Похоже, к обзором книг скоро добавится ещё одна традиция – небольшие заметки о фильмах. На прошлой неделе был рассказ о сериале «Ненастье» и вот снова «сериальный обзор». На днях вспомнился один из исторических сериалов, вышедший 25 лет назад – «Графиня де Монсоро» (1997 г.) по одноименному роману Александра Дюма. Кстати, на днях было 220 лет со дня его рождения (24 июля). Так что и пост будет вполне уместным.

Саму книгу я прочитал с удовольствием в детстве. Точно также с большим удовольствием когда-то посмотрел и французский фильм. Правда в нём нет одной из основных сюжетных линий – противостояния фаворитов короля и приближённых герцога Анжуйского (а ведь эта линия как раз и явилась одной из причин гибели одного из главных героев книги и фильма – графа де Бюсси).

Также напомню, что роман «Графиня де Монсоро», является вторым из трилогии Александра Дюма о гугенотских войнах. В 1990-е гг. был снят сериал по первому роману «Королева Марго». Работа над третьим сериалом («Сорок пять») прекратилась в связи со смертью Евгения Дворжецкого (он как раз играл в «Графине де Монсоро» короля Франции Генриха III).

Добавлю ещё, что упомянутая трилогия Александра Дюма посвящена реальным историческим событиям. Разумеется, в вольной интерпретации Александра Дюма. Напомним, что для его романов как раз и характерно очень вольное обращение с историей, ради сюжета. Однако при этом романы имеют и свои достоинства. В т.ч. и в историческом плане. Но это тема особого разговора.

Вернёмся к нашему сериалу 1997 года. Итак, Франция, 1570-е гг. Эпоха Религиозных войн (или Гугенотских). У власти последний представитель династии Валуа – слабый, бесхарактерный Генрих III. Правда, у него есть незаменимые помощники. Например, королевский шут – Шико.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Бывший дворянин, которого выпороли (т.е. обесчестили по понятиям того времени) за то, что он соблазнил любовницу одного влиятельного аристократа.

В центре повествования любовь графини Дианы де Монсоро и графа де Бюсси.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Диана де Меридор под давлением и откровенным шантажом графа де Монсоро вышла за него замуж, опасаясь домогательств герцога Анжуйского (брата короля). Между молодыми людьми – де Бюсси и Дианой де Монсоро вспыхивает любовь. И всё это происходит на фоне противостояния короля и герцога Анжуйского.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Стычки идут и между их приближёнными – не даром фавориты короля мечтают свести счёты с де Бюсси.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Эту борьбу двух группировок умело использует в своих целях влиятельное семейство Гизов, мечтающее избавиться в целом от династии Валуа и самим овладеть престолом.

Ситуация осложняется и ещё одним серьезным противником – гугенотами – противниками католиков. Ещё недавно была страшная Варфоломеевская ночь, и в фильме чувствуются отзвуки этого жуткого события. Несмотря на гибель многих гугенотов во время Варфоломеевской ночи, они сильны. Их предводитель – Генрих Наваррский (будущий король Франции – Генрих IV), также плетёт интриги, подбираясь к трону и не давая покоя своим противникам. И он умело пытается стравить обоих братьев Валуа…

Множество сюжетных линий сплетается в единый клубок, при этом не запутывая зрителя, и погружая его в атмосферу Франции эпохи Возрождения. Здесь политические интриги перемежаются с любовными. Дружба соседствует с предательством, трусость с мужеством, доброта с жестокостью…

И как в самой эпохе Возрождения, было и трагичное (войны, эпидемии) и радостное (карнавалы), так и в фильме трагичное перемешивается со смешным.

Мы находимся и на узеньких улочках Парижа, и в шумных тавернах того времени, во дворце короля, и в замках его приближённых, в столице Франции – Париже, и в провинциях. Вместе с героями мы прокрадываемся сначала на заседание Католической лиги, а затем и наблюдаем за сборищем Гизов, путешествуем по французским провинциям, следим за переговорами короля и его брата, участвуем при словесных пикировках Шико с братом Горанфло и другими персонажами, следим и за противостоянием фаворитов короля и анжуйцев, сопереживаем трагичной участи графини де Монсоро и возмущаемся кознями таких людей, как коварный герцог Анжуйский и ревнивый граф Монсоро… Мы наблюдаем за предательским убийством де Бюсси и трагичным поединком приближённых короля и его брата. Фильм действительно богат на краски, события и он не утомляет.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Надо сказать, что издавался сериал в тяжёлое время – развал государства, хаос и анархия. Всё то, что и нашло отражение в сериале «Ненастье» о котором недавно и писал. Кстати, есть здесь и перекличка определённая. Как в «Ненастье» молодые, крепкие парни, прошедшие Афганистан, выжившие там гибнут по сути дела от своих же, во время разборок; так и в данном сериале – молодые люди, которые могли бы дружить, становятся врагами, и сражаются друг с другом, по сути на бессмысленных поединках.

К счастью, несмотря на тяжёлую ситуацию середины 1990-х гг., деньги на съёмки нашлись. Сам фильм снимали отчасти в России, и отчасти в Чехии. Удалось создать хорошие костюмы, которые вместе с музыкой и средневековыми видами городов Чехии словно воссоздавали далёкое прошлое на протяжении 26 серий (по 50 минут).

В сериале приняли участие и украинские актёры (например, Алексей Горбунов – блестяще сыгравший одну из главных ролей – королевского шута Шико). В целом, сериал прославил некоторых актёров, принёс им известность (напр. Александр Домогаров). В фильме снималось много известных актёров, например, Юрий Яковлев, Лев Дуров, Борис Клюев и др. Актёры играют бесподобно. Сразу видно, что многие вживаются в свои роли. Многие персонажи вызывают эмоции.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Александр Домогаров так прекрасно играет графа де Бюсси, что в глаза могут сразу и не бросаться и малосимпатичные поступки этого героя. Например, верно служа герцогу Анжуйскому (хотя в чём-то и обманывая того – в личном плане), он начинает убеждать одного из своих друзей – благородного и честного графа де Сен-Люка – королевского фаворита, перейти на сторону анжуйцев, т.е. совершить предательство. Де Бюсси порой близорук и не замечает друзей. А умирая, он проклинает предавшего его герцога Анжуйского (во все времена считалось, что проклятье – страшная вещь). Вместе с тем, он способен и на благородные поступки, ему свойственно чувство благодарности.

Смех, а порой и умиление вызывает Владимир Долинский, играющий монаха Горанфло. Юрий Беляев (граф де Монсоро) своей игрой буквально вызывает неприязнь к своему ревнивому и злобному герою (также можно сказать и про Кирилла Козакова игравшего роль брата короля – Франсуа, герцога Анжуйского – коварного и трусливого человека).

Здесь особенно можно выделить дуэт королевского шута Шико и монаха брата Горанфло. Как и в романе, эти герои заставляют смеяться. Впрочем, королевский шут Шико может быть не только весёлым, ироничным. Где-то он и серьёзен (как не вспомнить наблюдение им за поединком анжуйцев и фаворитов короля, или в некоторых беседах с королём). Но он может быть и мстителен – так спустя много лет он мстит своему обидчику. Но мстит в честном поединке, притом, помогая королю. Однако при этом Шико может уважать даже и тех, кто относится к противникам короля. Например, к графу де Бюсси, или к графу д’ Антрагэ. Т.е. Шико может быть другом, но не все это и замечают, видя перед собой только ироничного шута.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Повторимся, сериал, как и роман, не дают точного описания исторических событий. Реальная история графини де Монсоро и Луи Клермона де Бюсси (на самом деле он не являлся графом, и в романе и фильме его образ идеализирован) приукрашена (даже в том плане, что Бюсси дрался не с 20 убийцами на самом деле а с десятью, но дрался храбро). Точно также, как приукрашен и поединок фаворитов короля с анжуйцами (кстати, реальный поединок оказал влияние на последующую жизнь Франции)…

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Тем не менее, фильм историчен в плане воссоздания эпохи. И пусть перед нами далёкая Франция, немного иная культура, однако фильм близок к жизни, а значит близок и нам. Мы видим, как и сейчас, несколько уровней политики, политической борьбы. Рядовой крестьянин может думать о борьбе короля-католика с «проклятыми еретиками-гугенотами» наблюдая создание Католической лиги, между тем дворяне ещё замечают в её создании и схватку братьев за престол, и только самые проницательные видят здесь и иные силы, движения…

В сериале перед героями также, как и в реальной жизни, стоят трудности, и им приходится делать моральный выбор. Здесь как и в жизни, герои совершают поступки, которые приводят порой к непредсказуемым последствиям. Здесь мы видим борьбу страстей и проявление благородства. Предательство может прийти со стороны своих, но в то же время, и вчерашние враги могут после поединка пожать друг другу руки. Хотя почти все герои неоднозначны, но фильм чётко показывает, где мужество, а где трусость, где благородство, а где подлость и измена.

Остаётся надеяться, что фильм побудит кого-то посмотреть ещё и французскую версию (1971 г.) или взять в руки роман Дюма. Или заинтересует историей Франции XVI века. Побудит по больше узнать о католиках и гугенотах, Валуа и Гизах, о жизни простых людей и знати, и в целом о культуре Франции того времени. А кого-то натолкнёт на размышления, сопоставления истории России и Западной Европы того времени. Ведь через такие сравнения лучше понять и свою культуру.

В любом случае, фильм заставляет не только переживать, но и побуждает к получению новых знаний, к новым встречам с Историей.