Найти тему

К ученикам на Вы

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Сегодня поделюсь с вами историей, рассказанной нашей читательницей Евгенией. К ученикам на «Вы» — это, конечно же, фигура речи. Я уверена, что, обращаясь на «ты», тоже можно создать атмосферу взаимоуважения. Но в этой истории это стало своего рода поворотным пунктом, той точкой, после которой у ребёнка появился шанс на самоуважение и на возвращение мотивации к учёбе.

Я не помню, почему именно у меня не сложилось с начальной школой, но очень чётко помню, как я ждала школу, как хотела пойти в первый класс. Так как моя мама — учитель, я часто бывала в школе, школа для меня была окутана флёром романтики, вся эта атмосфера очень меня увлекала.

А потом наступило 1 сентября. Очень хорошо помню свои эмоции. Я плакала. Мне было страшно. Помню свои совершенно разбитые надежды, внезапные негативные эмоции и холодность учителя. Сейчас не могу вспомнить, почему было так, что мне говорили, что делали окружающие. Запомнила именно свои ощущения разбитых надежд 1 сентября на всю жизнь.

Дальше эти первые впечатления только укреплялись. Учительница оказалась очень строгой. Нас постоянно отчитывали. Мой дневник был самым красным. Он пестрил двойками, редко тройками. Мой класс начальной школы находился прямо напротив кабинета моей мамы. Учительница постоянно выводила меня из класса, приглашала маму в коридор и отчитывала меня. Помню, как опускала голову вниз и не могла ничего сказать, было чувство стыда и неполноценности.

После третьего класса мы переходили сразу в пятый. Нового классного учителя нам почему-то не досталось и у нас осталась классным руководителем на один год наша учительница из начальной школы. Времени на нас особо не было, она только иногда заходила к нам, чтобы за что-то отчитать. Класс не был дружным, никто не занимался нашим воспитанием, или как вы часто говорите, окультуриванием.

В 5 классе, как это заведено, у нас появились разные учителя, и теперь приходилось переходить из кабинета в кабинет. Почему-то была возможность выбирать себе места. И вот на уроке литературы я попала на первую парту крайнего ряда справа. Может быть, моя память теперь всё видит в позитивных красках, но даже кабинет (мне казалось) был светлый и солнечный. На стенах было много ярких картинок.

А потом начался урок. Наш первый урок с Рябуховой Еленой Ивановной. Первые же ее слова... она к нам обратилась на «Вы»! И потом никогда не тыкала. Она сказала, что теперь мы уже взрослые, не малыши, а к взрослым положено обращаться на Вы. Для меня это был шок. К нам... на «вы». Я привыкла быть никем, полным отстоем, плохой, никудышной, неучем и глупой. И тут вдруг я стала значимой. Вы! Меня как будто вознесли до облаков. Хотя «Вы» не было обращено только ко мне.

А дальше было «Вы сможете», «У Вас получится», «Вы все знаете». Она вся была какая-то другая, не такая, как все. Даже голос был очень мягким. Она была единственной, кто никогда, ни разу за весь период, что я у неё училась, не закричала на нас. А были и такие, кто бил указкой, рвал тетради.

Когда мы стали чуть старше, она уже могла с юмором что-то нам сказать. У неё всегда было легко и интересно. Уроки литературы были такими вдохновляющими. Она никогда не заставляла нас просто зубрить учебники. На её уроках мы анализировали, оценивали, дискутировали. Мы всё время выискивали интересные факты, которых нет в учебниках. До сих пор помню свой проект по Айседоре Дункан. Это захватывало. ФГОС тогда ещё не было, и про 4К никто не слышал, а она тем временем развивала в нас мягкие навыки. Прямо на уроках, не отвлекаясь от учебного плана.

Она не спешила закончить урок. Если кто-то не успевал, всегда предлагала остаться и разобрать тему. Подтягивала отстающих. Никогда не было возвышенности, надменности или высокомерия, к которым мы так привыкли за младшую школу. Она как бы с нами дружила, при этом соблюдая дистанцию.

А в старших классах она незаметно для нас стала готовить нас к лекциям в вузе. Мы учились записывать конспекты, что в дальнейшем мне очень пригодилось. И это был первый учитель, у которого я заработала свою первую четвёрку, а затем и пятёрку! Помню, как написала сочинение на 5/2. Пять за сочинение и 2 — за грамотность. Но это было справедливо и очень мотивировало! У неё раскрывались самые скромные ученики. Мы даже стихи писали! Впервые в жизни в 8 классе я получила первые четвёрки за четверть именно по её предметам. Я поняла, что могу! Что я не глупая. Именно Елена Ивановна дала мне путёвку в жизнь! Она научила меня иметь свою точку зрения и думать.

Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.