Уважаемый читатель, Вашему вниманию предлагается продолжение статьи, опубликованной ранее.
У первой пары все шло довольно гладко вплоть до начала практической деятельности по обустройству образцового сельского хозяйства и строительства школы для крестьянских детей.
Май, как на грех, выдался холодный и дождливый, что сильно затрудняло работы, как по налаживанию образцового хозяйства, так и по строительству школы.
Мисаил брался за все сельские работы, копал гряды, скородил, сеял, косил и делал все это добросовестно, не отставая от работника. «От дождя и от резкого холодного ветра подолгу горело лицо, по ночам снилась вспаханная земля». Но сельского хозяйства он не знал и не любил, хотя природу любил нежно, и поле, и луга, и огороды и любовался ими. Но любил он все это несколько отстраненно, издалека, «по-городскому».
При строительстве школы выяснилось, что деревенские мужики, да и бабы, без водки никакого дела не делают. И хотя школа строилась для их же детей и на средства отца Маши, необходимо было всякий раз, будь это подвоз леса со станции, или песка с реки, или рытье канавы под фундамент, известным образом мотивировать мужиков. Иной раз это было полведра, а иной раз и все ведро. При этом мужики еще и отчаянно бранились и кричали, что сейчас бросят все и разойдутся по домам.
Маша нервничала, возмущалась: «Как будто мне это надо!», но на водку высылала. Дождь лил не переставая. Маша плохо спала по ночам и стала о чем-то задумываться, сидя у окна. Это сильно беспокоило влюбленного мужа. Когда шел дождь, он готов был пасть перед женой на колени и извиняться за погоду.
«Для этой женщины со здоровым, положительным умом беспорядочная обстановка с мелкими заботами и дрязгами, в которой мы теперь жили, была мучительна; я видел это и сам не мог спать по ночам, голова моя работала, и слезы подступали к горлу. Я метался, не зная, что делать».
Как ни странно, школа была построена, не смотря даже на то, что бабы по ночам крали со стройки тес, кирпич, изразцы, железо; староста с понятыми делал у них обыск, сход штрафовал каждую на два рубля, и потом эти штрафные деньги пропивались всем миром.
Школу освятили, молебен отслужили в классной комнате. Крестьяне поднесли Маше икону, большой крендель и позолоченную солонку. Маша разрыдалась. Крестьяне попросили прощения, если что не так, и поклонились.
На пути домой Маша уже прощалась взглядом и со школой, и с полями, и с нашей деревней.
«Наша встреча, это наше супружество были лишь эпизодом, каких будет еще не мало в жизни этой живой, богато одаренной женщины. Все лучшее в мире, как я уже сказал, было к ее услугам и получалось ею совершенно даром, и даже идеи и модное умственное движение служили ей для наслаждения, разнообразя ее жизнь, и я был лишь извозчиком, который довез ее от одного увлечения к другому. Теперь уж я не нужен ей, она выпорхнет, и я останусь один…
Маша глядела так, будто очнулась от забытья и теперь удивлялась, как это она, такая умная, воспитанная, такая опрятная, могла попасть в этот жалкий провинциальный пустырь, в шайку мелких, ничтожных людей, и как это она могла забыться до такой степени, что даже увлеклась одним из этих людей и больше полугода была его женой».
Вечером она уехала в город, потом в Петербург, а потом и за границу, в Америку. Перед отплытием прислала трогательное и очень искреннее письмо с просьбой освободить ее от супружеских уз.
Прошло время. Умерла родами сестра Клеопатра. Мисаил воспитывает маленькую племянницу, дочь умершей сестры. Он сам уже подрядчик, бегает по городу, ищет заказы, нанимает и рассчитывает маляров. Редька у него на подхвате. Мисаил постарел, стал молчалив, суров, редко смеется и нагоняет на маляров скуку своими бесполезными наставлениями. По праздникам, в хорошую погоду он берет на руки свою крошечную племянницу и не спеша идет на кладбище. Там он подолгу смотрит на дорогую ему могилу и говорит девочке, что тут лежит ее мама. С отцом он не видится.
P.S. Еще немного об уездных мерзостях. Предлагаю вам посетить наугад в любом уездном городе общественный туалет, будь то на рынке или в городском саду. Слабонервный человек надолго запомнит этот визит и будет еще внукам рассказывать. Чтобы не ходить далеко, хотя бы в слободе Белой Курской губернии, по соседству с городским сквером и городской администрацией. При сем отцы города любят рассказывать обывателям о достижениях. Да и в городе Судже той же губернии общественные туалеты приблизительно в том же состоянии. Объективности ради должен отметить, что в обоих указанных выше населенных пунктах имеются красивые скверы, украшенные, где клумбами, а где и статуями из древнегреческой, а, может быть, и древнеримской жизни.
Специально для Народного фронта России предлагаю национальную идею: оснастить ватерклозетами все населенные пункты РФ. Уверен, что для развития патриотизма среди населения эта идея, при доведении ее до практического результата, окажется полезнее, чем уроки обществоведения в средней школе.
Справочно: к творчеству Антона Павловича Чехова это предложение, строго говоря, отношения не имеет, но, зная его идейную позицию по вопросам гигиены, уверен, что он поддержал бы.
Уважаемый читатель! Если Вас заинтересовало это произведение, Вы можете найти его в бумажном, либо электронном виде или в форме аудиокниги.