Вы замечали, что с маленькими детьми взрослые говорят совсем иначе? Склонившись над младенцем, мы начинаем говорить очень эмоционально, медленно, растягивая слова. Наши предложения становятся короче. Мы много раз повторяем одну и ту же мысль: «Чьи это пальчики? Ванины пальчики. Ах, какие красивые у Вани пальчики». Причем делаем это непроизвольно. Срабатывает механизм, заложенный мудрой природой. Речь взрослого адаптируется к возможностям и потребностям малыша.
То же самое происходит и с логопедами, если рядом оказывается плохоговорящий ребенок. И не важно, сколько ему лет.
Много раз я ловила себя на мысли, что:
1) Говорю нараспев, чуть медленнее и громче обычного. Почему? Так ребенку легче услышать каждое слово, понять и запомнить, из каких звуков оно состоит. Представьте, что вы учите иностранный язык. Какую речь вам будет проще разобрать: диктора на телевидении или знакомого, который в быту тараторит скороговоркой?
2) Мои предложения становятся короткими. Чем младше ребенок, тем короче фразы. Я не скажу четырехлетнему малышу: «Сейчас мы с тобой помоем ручки, потому что с грязными руками идти на занятие нельзя». Скорее наш диалог будет таким:
- Ой, ручки испачкались. Грязные ручки, да?
- Да, грязные. («Дя, гяные».)
- Давай, помоем?
- Давай. («Дявай».)
- Мой с мылом. Чистые?
- Чистые. («Чиитые».)
- Тогда идем заниматься.
Короткие предложения понятны. Ребенок с удовольствием отвечает на них, участвует в разговоре. Длинные фразы превращаются в монолог: сначала малыш еще пытается вникнуть, – о чем это вы? – а потом просто перестает слушать.
3) Я подхватываю детскую фразу и делаю немного понятнее. Такой переводчик с русского на русский.
- Ии, упаа! («Смотри, упала!».)
- Да, упала, кукла упала. Бух!
Из-за речевого нарушения дети-логопаты учат русский язык, как иностранный. И задача логопеда – дать правильный образец этого языка. Здесь и сейчас.
4) Я много раз повторяю одно и то же.
Повторенье – мать ученья. И малыш наверняка запомнит слово, которое услышал пять раз подряд. Так что логопед, который после занятия провожает ребенка на прогулку и говорит в раздевалке: «Где твои ботиночки? Обувай ботиночки. Вот правый ботиночек. Обувай ботиночек на правую ногу. Вот левый ботиночек. Обувай ботиночек на левую ногу», - не сумасшедший)))
И самое главное: я делаю это не специально. Просто подстраиваюсь под ребенка, как подстраиваются взрослые, общаясь с младенцем. Издержки профессии, если хотите. А вот родители, воспитывающие детей с логопедическими трудностями, могут осознанно изменить и контролировать свою речь, чтобы помочь ребенку. Это работает. И теперь вы знаете – как.