Найти тему
Дикое поле

Золотой хан.

Бату-Мунке Даян-хан сумел, казалось, сделать невозможное - воссоединить монгол под своей властью и двинуть их на новые завоевания, но он же и заложил бомбу под своё государство, разделив его между сыновьями. К концу XVI века это разделение начало всё чаще давать о себе знать и тогда правитель государства Алтан-ханов на северо-западе Монголии Амда решил воссоединить монгол под своей властью с помощью единой религии и культуры.

Алтан-хан Амда (1507-1582).
Алтан-хан Амда (1507-1582).

Будущий просветитель Монголии светом буддизма родился в 1507 году в семье Барсболод-джинона, третьего сына великого Даян-хана, но ханский престол ему не светил до 1542 года, когда умер его старший брат Гун-Билиг-Мерген-Джилонг, предводительствовавший ордосским туменом и всем правым крылом державы Даян-хана. В 1547 году Алтан-хан Амда заявил свои претензии на великоханский престол. Его противник Дарасуйн-Годэн-хан пытался остудить пыл родственника, но Алтан-хан, ранее командовавший монгольскими войсками в Китае и построивший там крепость Датун, за 4 года разбил конкурента и заставил его признать свою власть.

Крепость Датун, комендантом и строителем которой был Алтан-хан Амда.
Крепость Датун, комендантом и строителем которой был Алтан-хан Амда.
Владения Алтан-хана.
Владения Алтан-хана.

Хотя Алтан-хан Амда был превосходным воином, воевать он не любил, предпочитая ратным подвигам мирный труд, которому с радостью предался после того, как обезопасил свои владения от остальных монголов и китайцев, построив в 1554 году город Хух-Хото. Также он прекрасно понимал, что сила оружия и грабёж других стран монгол объединит ненадолго, его народу нужен был новый, более крепкий внутренний стержень, который он нашёл в соседнем государстве, в это время тоже боровшемся за национальное воссоединение - Тибете, одном из центров буддизма. В 1578 году он пригласил в Монголию духовного лидера Тибета Сонам Гьяцо, одновременно отправив в Тибет монгольские войска, которые там встретили как освободителей от беспредела светских владык. Сонам Гьяцо не остался в долгу, пришедшие с ним ламы служили в Монголии врачами и учителями, а основанные ими буддийские монастыри стали многофункциональными культурными центрами, хранившими в неприкосновенности сам дух монгольского народа, что не раз помогало ему в тяжёлые дни. Конечно, буддизм как национальная религия монгольского народа закрепился далеко не сразу, но дело было начато и за заслуги перед Монголией Алтан-хан даровал Сонам Гьяцо титул Далай-ламы ("Великого учителя"), который с тех пор стал официальным титулом теократических правителей Тибета.

Современный Хух-Хото.
Современный Хух-Хото.

Алтан-хан Амда и Далай-лама III.
Алтан-хан Амда и Далай-лама III.
Далай-лама IV (Ендон Гьяцо, 1589-1616), единственный Далай-лама монгольского происхождения и по совместительству родной правнук Алтан-хана.
Далай-лама IV (Ендон Гьяцо, 1589-1616), единственный Далай-лама монгольского происхождения и по совместительству родной правнук Алтан-хана.

Алтан-хан Амда был человеком, который всё доводил до конца, в том числе и объединение Монголии, основным препятствием на пути которого были ойраты, которых он к 1570-м годам разбил наголову, заставив часть их откочевать на Иртыш, а часть - в Поволжье, где из них возник народ калмыков. Так, в заботах и трудах, Алтан-хан Амда скончался в 1582 году, оставив своему сыну Сэнге Дугургэн-хану единое сильное государство.