Найти тему

Как распознать телефонного мошенника, и что ему отвечать

Оглавление

Многие не раз сталкивались с телефонными мошенниками. Жулики звонят, представляются работниками банка, следственного комитета, прокуратуры и пугают, что на вас «повесят» кредит или украдут деньги и т.д. Расскажу, как действуют мошенники и как с ними бороться.

Фото © Игорь Рызов
Фото © Игорь Рызов

Как работают мошенники

Чтобы было проще понять схему телефонных жуликов, расскажу о своем прошлом. Когда-то в детстве мы с друзьями «разводили» людей. Брали телефонный справочник и, выбрав жертву, ночью звонили ей со словами: «Здравствуйте, у вас обрыв на линии, срочно надо проверить».

Спросонья человек верил и поддавался шутке. Дальше мы просили найти его карандаш. Когда это делалось, говорили постучать сначала по трубке, а потом себе по голове.

Нас это веселило и забавляло. Но теперь я понимаю, что мошенники в целом действуют схожим образом. Итак, давайте подробнее посмотрим, что применяют телефонные жулики.

1. Эффект неожиданности.

Это первое, с чего начинают. В рассказанной мною истории мы звонили именно ночью, чтобы человек не ожидал звонка. Поэтому и мошенники предпочитают утреннее или вечернее время. Они убедительно и серьезно начинают разговор, чтобы застать врасплох: «Здравствуйте, я представитель банка/сотрудник полиции/служащий следственного комитета Иванов Иван Иванович».

Внезапность нужна, чтобы выбить человека из привычного состояния и ввести в стресс. Так проще управлять и руководить его действиями. При этом часто злоумышленники знают имя и фамилию жертвы, что добавляет убедительности.

2. Страх перед органами власти.

Мы боимся фискальных, надзорных органов и испытываем перед ними роптание. Когда на другом конце мы слышим названия органов, служб безопасности и т.д., невольно что-то сжимается внутри и заставляет нервничать.

3. Страх потери.

После этих устрашений мошенники начинают играть на страхе потери или боязни быть наказанным. Например, мне не раз звонили с фразами: «Вы понимаете, что если не последуете нашим инструкциям, то пойдете как подозреваемый в уголовном деле» или «Если вы не скажете нам данные, то ваши деньги вернуть не получится».

Никому не хочется лишиться сбережений или стать фигурантом «уголовки», поэтому некоторые в состоянии стресса действительно передают злоумышленникам информацию.

Мошенники предпочитают звонить своим жертвам утром или вечером. Фото автора Vinicius "amnx" Amano Unsplash, Unsplash License
Мошенники предпочитают звонить своим жертвам утром или вечером. Фото автора Vinicius "amnx" Amano Unsplash, Unsplash License

К тому же жулики устанавливают лимит по времени: «У вас есть 10 минут, позже мы не сможем предотвратить операцию по снятию денег». Это сильно давит и заставляет человека быстро, а значит, необдуманно принимать решение.

4. Интонационное давление.

Опытные жулики – неплохие актеры. Они интонациями и паузами нагнетают обстановку: «Вы понимаете, что с вами будет и что вам грозит?!».

Как бороться с мошенничеством

Самый простой прием, который выведет обманщика на чистую воду – переспросить. «Простите, а можете еще раз представиться», «Назовите, пожалуйста, свою должность снова», «Повторите, а где именно вы работаете?» и т.д.

У меня был случай, на мой номер позвонили и я почти сразу понял, что это мошенник. Чтобы убедиться, задавал уточняющие вопросы. Человек на другом конце провода начал злиться и почти перешел на крик.

И если имя он повторил, то вот точное место работы назвать не смог, остановился на «следственном комитете России». Но мы же понимаем, что у комитета очень широкая структура.

Друзья, а вам когда-нибудь звонили телефонные жулики? Как удалось понять, что вас пытаются обмануть? Или вы попадались на уловки мошенников?

Читайте еще: