Многие не раз сталкивались с телефонными мошенниками. Жулики звонят, представляются работниками банка, следственного комитета, прокуратуры и пугают, что на вас «повесят» кредит или украдут деньги и т.д. Расскажу, как действуют мошенники и как с ними бороться.
Как работают мошенники
Чтобы было проще понять схему телефонных жуликов, расскажу о своем прошлом. Когда-то в детстве мы с друзьями «разводили» людей. Брали телефонный справочник и, выбрав жертву, ночью звонили ей со словами: «Здравствуйте, у вас обрыв на линии, срочно надо проверить».
Спросонья человек верил и поддавался шутке. Дальше мы просили найти его карандаш. Когда это делалось, говорили постучать сначала по трубке, а потом себе по голове.
Нас это веселило и забавляло. Но теперь я понимаю, что мошенники в целом действуют схожим образом. Итак, давайте подробнее посмотрим, что применяют телефонные жулики.
1. Эффект неожиданности.
Это первое, с чего начинают. В рассказанной мною истории мы звонили именно ночью, чтобы человек не ожидал звонка. Поэтому и мошенники предпочитают утреннее или вечернее время. Они убедительно и серьезно начинают разговор, чтобы застать врасплох: «Здравствуйте, я представитель банка/сотрудник полиции/служащий следственного комитета Иванов Иван Иванович».
Внезапность нужна, чтобы выбить человека из привычного состояния и ввести в стресс. Так проще управлять и руководить его действиями. При этом часто злоумышленники знают имя и фамилию жертвы, что добавляет убедительности.
2. Страх перед органами власти.
Мы боимся фискальных, надзорных органов и испытываем перед ними роптание. Когда на другом конце мы слышим названия органов, служб безопасности и т.д., невольно что-то сжимается внутри и заставляет нервничать.
3. Страх потери.
После этих устрашений мошенники начинают играть на страхе потери или боязни быть наказанным. Например, мне не раз звонили с фразами: «Вы понимаете, что если не последуете нашим инструкциям, то пойдете как подозреваемый в уголовном деле» или «Если вы не скажете нам данные, то ваши деньги вернуть не получится».
Никому не хочется лишиться сбережений или стать фигурантом «уголовки», поэтому некоторые в состоянии стресса действительно передают злоумышленникам информацию.
К тому же жулики устанавливают лимит по времени: «У вас есть 10 минут, позже мы не сможем предотвратить операцию по снятию денег». Это сильно давит и заставляет человека быстро, а значит, необдуманно принимать решение.
4. Интонационное давление.
Опытные жулики – неплохие актеры. Они интонациями и паузами нагнетают обстановку: «Вы понимаете, что с вами будет и что вам грозит?!».
Как бороться с мошенничеством
Самый простой прием, который выведет обманщика на чистую воду – переспросить. «Простите, а можете еще раз представиться», «Назовите, пожалуйста, свою должность снова», «Повторите, а где именно вы работаете?» и т.д.
У меня был случай, на мой номер позвонили и я почти сразу понял, что это мошенник. Чтобы убедиться, задавал уточняющие вопросы. Человек на другом конце провода начал злиться и почти перешел на крик.
И если имя он повторил, то вот точное место работы назвать не смог, остановился на «следственном комитете России». Но мы же понимаем, что у комитета очень широкая структура.
Друзья, а вам когда-нибудь звонили телефонные жулики? Как удалось понять, что вас пытаются обмануть? Или вы попадались на уловки мошенников?
Читайте еще: