Этика или эстетика?
Вопрос этический не только встает перед врачами, психологами, адвокатами, учителями, надзирателями в тюрьмах и т.д. Как разграничить авторский замысел и чувство ответственности за тех, кто в нем упомянут? Свободен ли писатель в собственной свободе творить? Мучается ли вопросом, что о нем подумают родные и близкие, когда прочтут о приключениях молодости? Да. Я да. А вы? Можно ли рассказать в книге о том, что ты из семьи алкоголиков? Как к этому отнесутся коллеги? Нормально ли соблюдать принципы честности и откровенности с читателями? Как быть честным и одновременно беречь чувства членов семьи, друзей, работодателя и сотрудников офиса, с которыми ты проводишь много времени, большую часть жизни? Что если для имиджа требуется соблюдения определенных границ тайны? Мы ведь не вываливаем всю подноготную при встрече с новым человеком! Но писатель как Творец излагает вещи интимные, трепетные. Так как же быть? Где Достоевский и где Лимонов находили черту, за которую нельзя заходить? В каких потаенных уголках души отыскивали правильный ответ на вопрос: «Могу или не могу?» (читай: «надо ли руководству знать, что я из семьи алкоголиков и сколько у меня было мужичков?»)?
Так требует этика эстетических жертв? Произведение искусства должно быть честным или все имена и места (пароли и явки) должны сокрыться за вымыслом? Окружающие ведь не такие идиоты, коими кажутся: кому-нибудь в голову закрадется мысль из ряда «пишет про алкоголиков-знает на опыте, наверно, в семье пили», «хорошо фантазирует на тему личной жизни-сам подобное пережил» и т.д. В конце концов изложенное на бумаге в какой-то степени есть продолжение личности пишущего (если, конечно, речь не о божественном проведении, когда сама Вселенная вкладывает в руки нечто экстраординарное). В авторской работе узнают автора (может, и не в том виде, в каком он функционирует в обществе, но в ипостаси, никому до этого неизвестной).
Что если дедушке (да, еще живому) станет неловко от прочитанного, а он так ждет твою книгу? Внучка писательница-повод для гордости! Что потом ему сказать? Хорошо, вы хотя бы в разных городах-не придется смотреть ему в глаза.
Смог бы Довлатов быть собой в книгах, если бы задумывался о том, что подумают те, кого эти истории касались непосредственно? Джоан Роулинг легко: она выдумала мир детей и подростков, за которых не пришлось краснеть перед друзьями! Удобно устроилась. А как насчет Генри Миллера, Иосифа Бродского, Эдуарда Лимонова: они как будто пустили к себе в постель весь мир и ни на грамм об этом не пожалели (как будто). Что будем делать с художниками? С режиссерами? На каком этапе творческой работы они задаются этически-эстетическим вопросом?