Найти тему
Кофе с Кандинским

Разбор картины: Тройка

Трагический сюжет о крестьянских детях в исполнении передвижника Василия Перова: кто эти дети, какова их судьба и где происходит действие картины?

Василий Перов. Тройка. 1866. Государственная Третьяковская галерея. Фото: https://ru.wikipedia.org/
Василий Перов. Тройка. 1866. Государственная Третьяковская галерея. Фото: https://ru.wikipedia.org/

От парадных императорских портретов перейдем к прозе жизни. Василий Перов входил в Товарищество передвижников и был одним из самых идейных его участников. Картина "Тройка. Ученики-мастеровые везут воду" - это своего рода публицистика на холсте, цель ее создания - обратить внимание общества на те чудовищные условия, в которых жили многие поколения жителей Российской империи.

Перед нами крестьянские дети, на плечи которых взвалили непосильную ношу: по обледеневшей скользкой дороге они тянут бочку с водой. Во второй половине XIX века подобные ситуации были нередки: крестьяне, не имея возможности прокормить потомство, отправляли ребятишек на заработки в город. Детей нанимали на разную работу, немало не стесняясь поручать им самый тяжелый и неблагодарный труд.

Василий Перов. Тройка. Фрагмент
Василий Перов. Тройка. Фрагмент

В названии картины нескрываемая жестокая ирония. Тройка - это ведь про лошадей, старинный русский способ упряжки, позволяющий ехать легко и быстро на большие расстояния. В тройке центральная лошадь должна идти быстрой рысью, а пристяжные - галопом. Перовская тройка ни легкости, ни быстроты не демонстрирует, дети идут тяжелым шагом, еле вытягивая повозку с огромной бочкой.

Художник, вероятно, имел в виду и еще один знаменитый образ - гоголевскую птицу-тройку, знаменитое лирической отступление из "Мертвых душ". Небольшая цитата : "... Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. <...> Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади". У обоих авторов, художника и писателя, ключевым является образ дороги, пути, но как по-разному осмысляют они эту тройку.

Место действия картины - Москва, фоном для тройки служат стены Богородице-Рождественского монастыря, одного из древнейших женских монастырей в столице. Считается, что монастырь это был построен в память о победе в Куликовской битве и благословение на постройку дал сам преподобный Сергий Радонежский, он же стал первым духовником этой обители. На картине монастырь покрыт льдом и едва узнаваем, но в левом верхнем углу можно заметить горящую лампаду. Этот свет как будто ведет детей вперед, несмотря на стужу и ледяной ветер.

Василий Перов. Тройка. Эскиз. 1865. ГТГ
Василий Перов. Тройка. Эскиз. 1865. ГТГ

Перов задумал картину под влиянием момента: прогуливаясь по московским улицам, художник однажды увидел, как трое ребят не удержали бочку и она грохнулась на мостовую, разлив всю воду.

Ранний эскиз значительно отличается от итогового варианта картины. В нем намного детальнее изображены приметы города, но, главное, дети имеют совершенно другой облик. На рисунке перед нами подростки, угловатые, некрасивые, в этих изможденных лицах нет одухотворенности. Художнику же нужно было задать особый эмоциональный тон, чтобы картина вызывала острое чувство сострадания и жалости. Поэтому и лица детей в итоге приобрели большую миловидность и даже несколько "помолодели".

Василий Перов. Тройка. Фрагмент
Василий Перов. Тройка. Фрагмент

Для создания картины Перов приглашал натурщиков. До нас дошло имя мальчика, позировавшего для центрального персонажа, - это был юный крестьянин Вася из Рязанской губернии. Художник случайно встретил мальчишку на улице, вместе с матерью тот шел в Троице-Сергиеву Лавру. После долгих уговоров набожная мама все же разрешила сыну позировать для картины. Когда сеансы позирования завершились, семья продолжила свой путь на богомолье. Но на этом история не заканчивается.

Спустя несколько лет Перов вновь встретил эту женщину, но уже одну, мальчик умер от оспы. Отчаявшаяся мать просила художника продать ей картину с портретом ребенка, но произведение уже было куплено Павлом Третьяковым. Придя в галерею, женщина несколько часов провела перед картиной, молясь перед ней как перед иконой. Перов расчувствовался и написал еще один портрет Васи, на этот раз специально для матери.

Василий Перов. Тройка. Фрагмент
Василий Перов. Тройка. Фрагмент

В XIX веке в Москве, конечно, существовал водопровод - Мытищинский. В 1826 и 1858 годах он подвергался реконструкции, в результате которой в 1859 году доставлял в столицу 500 тысяч ведер в сутки, однако растущему городу этого явно не хватало, да и большинству москвичей водопроводная вода была не по карману. Гораздо дешевле было доставлять воду в бочках силами водоносов и водовозов (в том числе таких, что изображены на картине Перова). Воду они возили из Яузы и Москвы-реки, а также из нескольких городских прудов и колодцев. Водоносы брали 1 копейку за ведро, тогда как за водопроводную столичный житель отдал бы 20 копеек.

Василий Перов. Тройка. Фрагмент
Василий Перов. Тройка. Фрагмент

Обратите внимание, как художник выстроил композицию картины по диагонали. Дети движутся из глубины прямо на зрителя, словно он стоит у них на пути. Мы как будто вынуждены посторониться, сдвинуться, но не обратить внимание на детей, идущих в нашу сторону просто не можем. В этом смысле картина отчасти напоминает плакат, обращенный к нам и побуждающий на определенное действие - в данном случае на проявление сочувствия и, возможно, попытку сделать что-то, что облегчит судьбу этих ребят.

За эту картину Василия Перова назвали "поэтом скорби". Произведение вызвало большой отклик среди демократически настроенной публики и стало одним из самых известных в творчестве автора.

#русское искусство #картина #передвижники #тройка #живопись #москва #история #дети

Понравилась статья? Подписывайтесь на мой канал, впереди еще много интересного)