Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

Кое-что о Томе и Джулии

Недавно мы разговаривали на тему экранизаций моэмовского «Театра», выбирая, какой вариант лучше – наш-советский или западный от Иштвана Сабо. После текста - много интересных комментариев и добавлений, поэтому сегодня мне бы хотелось продолжить беседу о Томе и Джулии. В той статье я упомянула, что в латышском телефильме этот союз – почти трагедия, а в англо-американском – лёгкий эпизодик в жизни великой актрисы, да, принесший укол в сердце, но не удар. У Моэма – где-то посредине, но факт остаётся фактом – она не любила его, а он её. Оба – пользовались преимуществами друг друга. Джулию покорила юность клерка, а его – шикарные возможности Джулии. Будь она обычной стареющей тёткой, пусть и красивой, он бы не посмотрел в её сторону. Будь мальчик Том даже тридцатилетним – актриса не заметила бы его, она и мужа-то своего разлюбила, когда он утратил нежный пушок на щёчках и превратился в мужика. Богиня Ламберт потрясающе чуственнa и при том – не распутнa. Будучи богемной персоной, она за всю

Недавно мы разговаривали на тему экранизаций моэмовского «Театра», выбирая, какой вариант лучше – наш-советский или западный от Иштвана Сабо. После текста - много интересных комментариев и добавлений, поэтому сегодня мне бы хотелось продолжить беседу о Томе и Джулии. В той статье я упомянула, что в латышском телефильме этот союз – почти трагедия, а в англо-американском – лёгкий эпизодик в жизни великой актрисы, да, принесший укол в сердце, но не удар.

Кадр из фильма «Театр» (1978) с Вией Артмане. Скриншот.
Кадр из фильма «Театр» (1978) с Вией Артмане. Скриншот.

У Моэма – где-то посредине, но факт остаётся фактом – она не любила его, а он её. Оба – пользовались преимуществами друг друга. Джулию покорила юность клерка, а его – шикарные возможности Джулии. Будь она обычной стареющей тёткой, пусть и красивой, он бы не посмотрел в её сторону. Будь мальчик Том даже тридцатилетним – актриса не заметила бы его, она и мужа-то своего разлюбила, когда он утратил нежный пушок на щёчках и превратился в мужика.

Кадр из фильма ‘Being Julia’ (2004) с Аннетт Беннинг. Скриншот.
Кадр из фильма ‘Being Julia’ (2004) с Аннетт Беннинг. Скриншот.

Богиня Ламберт потрясающе чуственнa и при том – не распутнa. Будучи богемной персоной, она за всю жизнь почти не измeняла Майклу (в книге есть одна сцена, которой нет в кинокартинах), что редкость и это подчёркивается автором. Том – довольно противная личность, и лишь обаяние Ивара Калныньша скрашивает впечатление (в книге и – в голливудском варианте офисный служащий Томас Феннелл – типовое ничтo с актуально-модным личиком 1930-х).

Кадр из фильма «Театр» (1978) с Вией Артмане. Скриншот.
Кадр из фильма «Театр» (1978) с Вией Артмане. Скриншот.

К слову, Джулия поначалу и не думала заводить роман с пустым местом. Просто парнишка вёл себя слишком активно, и тут-то она разглядела, что парень – обворожительно молод и может наполнить её жизнь энергией. Ей давно казалось, что кавалеры и воздыхатели видят в ней лишь знаменитость, а Том показал, что она для него – потрясающая женщина. Пока он восторгался игрой и эффектной внешностью – Джулии было скучно. Как только проявил напор, не стесняясь её высокого статуса – тут же понравился.

Кадр из фильма ‘Being Julia’ (2004) с Аннетт Беннинг. Скриншот.
Кадр из фильма ‘Being Julia’ (2004) с Аннетт Беннинг. Скриншот.

А потом начались «эмоциональные качели» - Джулия слишком привязалась к Тому, который стал от неё бегать. Всё просто – сноб Феннелл как бы то ни было, нацелился на звезду, а не на тётку, а когда роскошная Ламберт принялась рыдать и умолять, она тут же скатилась со своего пьедестала и …превратилась в стареющую истеричку, содержащую миленького альфoнса. Том перестал ею дорожить, увлёкся хорошенькой одногодкой – Эвис Крайтон и выказывал пренебрежение к Джулии. Мол, куда она денется?

Кадр из фильма «Театр» (1978) с Вией Артмане. Скриншот.
Кадр из фильма «Театр» (1978) с Вией Артмане. Скриншот.

Если бы он обожал её и плакал, стоя на коленях, она бы сама его бросила. А тут – нет. Примитивный мальчишка сделался чем-то, вроде ускользающей драгоценности. Потом, когда Эвис провалилась, Том снова «вспыхнул», но было поздно – умная актриса уже всё отрефлексировала. Больше того, если Феннелл вообще перестанет её замечать, а ещё лучше – если заведёт себе пассию, тут Ламберт может опять «влюбиться». Но мы этого уже не узнаем.

Кадр из фильма ‘Being Julia’ (2004) с Аннетт Беннинг. Скриншот.
Кадр из фильма ‘Being Julia’ (2004) с Аннетт Беннинг. Скриншот.

Zina KorZina (c)

  • Статьи об экранизациях английской литературы:

1. «Собака Баскервилей», как пример шедевра.

2. «Идеальный муж» - идеальная советская Англия.